Opeth в России, часть 1: Москва

Я видел Opeth! Ну, теперь мы можем с чистым сердцем сказать эти слава, верно? За последние три дня в сети появилось много самых разнообразных отзывов о приезде нашей любимой группы в Россию — что ж, пора и мне, как единственному из авторов сайта Opeth.ru, побывавшему на этих концертах, поделиться своими впечатлениями. Я разделил свой рассказ на три части, читайте пока первую. Итак...

В середине ноября были оглашены официальные даты российских концертов Opeth. Из переписки с менеджментом группы я уже знал, что наши промоутеры связывались с ними по поводу концертов в России в феврале-марте 2009-го, так что удивлён, вроде бы, не был. Но всё равно какое-то чувство эйфории от осознания того, что я всё-таки увижу Opeth вживую, меня не покидало — тем более, я уже знал точные даты. Осталось лишь подождать пару месяцев. Разумеется, передо мной не стояло вопроса, ехать ли на второй концерт в Санкт-Петербург или ограничиться московским — ехать! В начале февраля я уже купил билеты на поезд, а также связался с концертным агентством "Spika Concerts" по поводу аккредитаций на оба концерта, которые мне там любезно предоставили. Ждать оставалось уже совсем немного.

За пару дней до концерта ещё вдруг решил заказать себе нашу клубную футболку — белую с чёрным логотипом Opeth и подписью "russian peel". И вот уже пятница, 20 февраля, с утра как на иголках. После обеда собрался на встречу с Максимом и Женей — иногородними приятелями из нашего фан-клуба, приехавшими на концерт, а также с курьером, который должен был передать мне ту самую футболку. По дороге в город позвонил мой редактор с DarkSide.ru — сказал, что группа только прилетела в Москву (было около двух часов дня), так что запланированного нами интервью не получится, да и концерт могут задержать. Уже не очень приятные новости. Весь день до вечера прошёл как-то тревожно — боялся, как бы не сорвалось у них там с таким графиком.

К шести часам приехали к клубу "1ROCK", увидели там очередь из десяти человек и техников, выгружающих ящики с оборудованием группы из фургона. Вера, сотрудница "Spika Concerts", с которой я договаривался об аккредитации, стояла в дверях. Из разговора с ней стало ясно, что концерт задержат, как минимум, на час — у группы ещё даже не было саундчека. Пришлось где-то околачиваться до семи. В половине восьмого возле клуба уже собралась большая толпа народу, не особенно желавшая принимать форму очереди. Разумеется, люди мёрзли — позже, после концерта, начитался в сети очередных истеричных отзывов о клубе "1ROCK", хотя вины клуба в том, что группа задержалась из-за перелёта, не было. Но разве у нас кого-то волнует причина проблемы? Всё, как обычно, свалили на первых попавшихся — руководство клуба.

Ближе к восьми народ всё-таки стали пускать внутрь и довольно вежливо проводить в подвальный бар, так как концертный зал был закрыт — оттуда ещё было слышно, как настраивают аппаратуру. Поскольку бар не был рассчитан на всех посетителей концерта сразу, там довольно скоро образовалась настоящая душегубка — на улице было хоть и холодно, зато свободнее. Охранникам стоило больших трудов удержать толпу внизу, чтобы оставить лестницу наверх свободной для прохода. Хорошо, что там же, внизу, был гардероб — за время ожидания все успели сдать верхнюю одежду и сумки. В восемь часов зал, наконец-то, открыли, и народ рванул по узенькой лестнице в вестибюль, а оттуда уже на танцпол.

Я сразу оказался в первом ряду, прямо напротив микрофона Микаэля, и принялся рассматривать сцену. Удивило, что сзади висел огромный баннер "1ROCK", а не привычный задник с буквой O из логотипа — как позже выяснилось, его просто не успели сменить. Вообще, если кто-то представляет себе, как идут приготовления к концерту, когда группа привозит всё оборудование, за исключением акустических кабинетов, с собой, то он поймёт, что концерт был на грани срыва. Трёх-четырёх часов, которые прошли с момента приземления группы в аэропорту, было катастрофически мало. Я боялся, что, в лучшем случае, будет очень плохой звук, а в худшем — вообще отмена концерта.

Однако зал стал постепенно наполняться, на сцену периодически выходили техники группы и без видимого беспокойства проверяли инструменты. В один момент за барабанами можно было даже разглядеть самого Мартина Аксенрота. Видимо, примерялся к установке, которую у нас собрали для него — свои барабаны группа не привезла. Также обратила на себя внимание микрофонная стойка с левой стороны — теперь Окерфельдту подпевает не только Пер Виберг, но и Фредрик Окессон. Ближе к девяти в яму между барьерами с висящими на них зрителями и сценой пустили фотографов. Среди них я узнал Костю, своего редактора с DarkSide.ru. Мы с ним поговорили по поводу интервью — решили, что удастся взять его хотя бы в Питере. Также он мне сообщил, что группа выезжает в Петербург на поезде в 1:05 — мой же поезд оправлялся в 1:47.

Где-то в 21:10, когда зал уже наполнился почти под завязку, на сцене погас свет — публика взревела. Сцену заволокло дымом, включились синие прожекторы и послышалось до боли знакомое жужжание — загадочный инструментал "Through Pain to Heaven" старой краут-роковой группы Popol Vuh, который Opeth уже долгие годы используют в качестве концертного intro. Спустя минуту в синих клубах дыма появились силуэты музыкантов — публика взревела пуще прежнего. С последними звуками intro они расположились на своих местах, взяли в руки инструменты и грянули "Heir Apparent".

Как ни странно, моим первым впечатлением было не "Боже, я вижу их живьём!", а "Боже, вот это звук!". Все мои опасения благополучно ушли в небытие — звук было просто великолепным! Особенно порадовал правильно отстроенный классический "опетовский" дисторшн на гитарах — не массивный и жужжащий, а, скорее, такой лёгкий и хрустящий, грубоватый "кранч". Единственный недостаток стал заметен, когда зал остался наедине с фортепианной мелодией Пера — клавишные были слегка приглушены по сравнению с остальными инструментами. Тем не менее, от этого момента вступления к "Heir Apparent" буквально кровь в жилах стыла — идеальный саундтрек к фильму ужасов. Впечатление "Боже, я вижу их живьём!" накатило с первыми же словами песни, разнёсшимися чудовищным гроулом Микаэля по всему залу. Трудно описать, что я чувствовал, когда в середине песни начались безумные переходы от таинственных акустических проигрышей к изуверскому дэт-молотилову — всё-таки это Opeth, высший пилотаж композиции. Я лучше вообще постараюсь не описывать всё слишком уж эмоционально — эмоций не хватит.

В конце концов от "Heir Apparent" остался лишь навязчивый свист органа — Пер зажал ладонью аккорд и пристально смотрел куда-то в глубину зала. Напряжение висело в воздухе почти минуту, пока Фредрик не взял первые аккорды "Ghost of Perdition" — в этом турне, кстати, Opeth впервые начинали её так, как на альбоме, а не с отсчёта барабанщика. Весь концерт зал подпевал довольно вяло, тексты знали очень немногие, но именно в "Ghost of Perdition" вокалу Микаэля вторило больше всего зрителей. Всё-таки эта вещь — лучший концертный выбор с альбома "Ghost Reveries" — только она может так завести зал!

После "Ghost of Perdition" Майк наконец-то поприветствовал зал. В привычной ему манере он сообщил, что они из Швеции — страны, которая постоянно надирает русским задницу в хоккее. Также мы узнали, что "хорошие шведские группы — это Abba, Opeth... и всё, пожалуй". Затем была "Godhead's Lament" — положа руку на сердце, я скажу, что это не такая уж интересная вещь, и мне просто непонятно, почему альбом "Still Life" в 80% случаев представлен на концертах Opeth именно этой песней. Были приятные моменты, когда я даже подпевал Майку, но тем не менее… это был самый слабый момент шоу. А вот возвращение в программу "The Leper Affinity", которую группа играла последний раз аж в 2006 году на "Gigantour", пришлось очень кстати — вспомнился просмотренный сотни раз DVD "Lamentations".

Во время "The Leper Affinity" в первых рядах началась драка — какой-то пьяный обрыган, долгое время нарывавшийся на всех подряд, всё-таки добился своего. Через считанные секунды всё успокоилось — видимо, его всё же кто-то утихомирил правильным ударом, потому что больше он впереди не появлялся. Охрана почему-то на такие вещи совсем не реагировала, а больше была занята теми, кто снимал фото и видео из зала — в "1ROCK" это отчего-то строго запрещено. Вообще, надо сказать, аудитория на московском концерте Opeth подобралась, хоть и многочисленная, но какая-то неприятная. Судя по всему, на концерт шли все подряд — группа, вроде бы, модная, да и цены на билеты были вполне разумными. С одной стороны, был почти полный зал (а это более полутора тысяч человек), а с другой — приём группе оказали не самый лучший. Конечно, орала толпа мощно, аплодисменты были сокрушительные. Вот только это всё было не к месту, когда в какой-нибудь песне начинался очередной спокойный акустический проигрыш. Композиций не знали, настроения не чувствовали, хлопали не в такт, почти не подпевали — всё-таки количество публики не на всех концертах равно её качеству. Opeth — группа слишком специфическая, чтобы ходить на её концерты только потому, что "говорят, крутой музон валят".

После "The Leper Affinity" Майк начал рассказывать о том, что у них есть несколько милых спокойных песенок, таких рок-баллад, одну из которых они сейчас и сыграют. Я знал сет-лист концерта, поэтому крикнул название "Credence", на что фронтмен ответил мне: "Fuck the Internet". Он меня раскусил — сет-лист я знал благодаря официальному форуму группы, где фанаты рассказывали о концертах в Финляндии и Швеции, предшествовавших российским. Зал утонул в хохоте, а Микаэль стал признаваться, что он и сам Интернет-зависимый человек ("ведь там есть порно!"), так что прощает нам такую оплошность. Когда из другого конца зала опять выкрикнули название песни, он всё тем же железным голосом парировал: "Shut up". После второго взрыва смеха в зале Майк всё-таки представил "Credence" и попросил Акса задать ритм. Надо сказать, что живьём эта песня прозвучала очень приятно, хотя я почему-то изначально был настроен к её присутствию в программе отрицательно.

Когда гитары доиграли последний такт "Credence", в динамиках осталось лишь неуютное гудение синтезатора — ещё один плавный переход из одной песни в другую. Кто-то узнал "Hessian Peel" уже по этому гудению, кто-то захлопал после первого гитарного перебора Окерфельдта, а кто-то одобрительно зашумел, когда в уши полилась изящная мелодия двух гитар. В этом турне Opeth исполняли "Hessian Peel" впервые, и, пожалуй, они ещё нескоро исключат её из сет-листа — вживую она звучит просто волшебно.

Майк менял гитары перед каждой песней, и перед следующим номером взял Hollowbody — электрогитару с полым корпусом. Не утруждая себя представлением номера, он переглянулся с Вибергом и они вдвоём, под аккомпанемент гитары, начали "Closure" — один из лучших концертных номеров группы, также совсем недавно вернувшийся в программу. Как и на DVD "Lamentations", эта вещь переросла в масштабный, минут на 10, психоделический джем всех музыкантов. В исступлённом финале композиции Акс перешёл на безумное молотилово по бочкам, что звучало на порядок экстремальнее того, что играл в этой партии Мартин Лопес.

Я помнил, что "The Lotus Eater" должна была быть последней перед уходом группы со сцены, так что когда Микаэль мечтательно запел вступление из этой песни, меня кольнуло прямо в сердце — я понял, что не услышу сегодня "The Night and the Silent Water", присутствовавшую в программе всех предыдущих концертов тура. Обида довольно быстро прошла — уж больно могуче звучала вживую "The Lotus Eater". Самым впечатляющим, конечно же, был тот самый приджазованный момент с "игрушечной" мелодией. Правда, в нём более всего почувствовался недостаток клавишных в миксе. К слову, Мартин Мендес для этого номера даже сменил свой любимый жёлтый бас Маркуса Миллера на чёрного пятиструнного красавца.

После "The Lotus Eater" музыканты оставили свои инструменты и ушли за кулисы. Публике пришлось звать их обратно совсем недолго — уже через минуту Opeth вернулись. Майк вдруг решил вспомнить детство и, надев гитару, сыграл со слайдом куплет из "Slow an' Easy" Whitesnake — если кто не знает, это одна из его любимых групп, а Дэвида Ковердейла он просто боготворит. В зале, видимо, не совсем поняли, что это за блюз вдруг решил отмочить харизматичный фронтмен, поэтому опять стали скандировать "Opeth! Opeth!". Окерфельдт нелепо кинул в зал несколько позёрских "коз" и предложил публике послушать последнюю песню на сегодняшний вечер.

Зная сет-лист, я жалел, что не услышу на бис каноническую "Demon of the Fall" — без неё вроде как и не почувствуешь, что ты был на концерте Opeth. Я ошибался. "Deliverance" просто размолола зал в труху. Без всякого преувеличения скажу, что это был самый впечатляющий момент московского концерта. В некоторых моментах Микаэль и Фредрик подходили к краю сцены и изображали довольно крутой металлический хэдбэнг — прямо как Judas Priest в лучшие годы. Монументальная концовка "Deliverance" поставила даже не точку, а жирный восклицательный знак в выступлении Opeth на сцене "1ROCK". Opeth поклонились залу и ушли.

Привычное после ухода группы со сцены "кормление" первых рядов сценическим расходным материалом запомнилось довольно странным. Во-первых, я увидел, что Майк и Фредрик пользуются самыми обычными медиаторами Dunlop — безо всяких вензелей и высеченных на них имён. Меня это весьма удивило, потому что сейчас даже самые мелкие группы не гнушаются заказать себе именные медиаторы — мелочь, а приятно. В общем, по этой причине я особо не рвался поймать медиатор. Барабанными палочками Акс вообще не поделился — только какой-то техник, пока разбирал установку, бросил в зал одну палку. Мне, по крайней мере, достался сет-лист, который висел перед Майком. Я не был удивлён, увидев в нём сокровенную строчку "NIGHT & SILENT" — из сета её исключили в последний момент.

Сет-лист><br> <br> Выход из зала и очередь в гардероб, вопреки опасениям, заняли не так уж много времени — максимум, полчаса. Один из моих спутников — Макс — был вынужден уйти ещё до начала "Deliverance", чтобы успеть на поезд, так что со мной остался только Женя. Вместе мы поехали на Комсомольскую — он уезжал домой с Ярославского вокзала, а я — в Санкт-Петербург с Ленинградского. Поскольку концерт закончился в начале двенадцатого, у нас ещё было полно времени до отправления поездов, и я предложил Жене подождать со мной на Ленинградском вокзале музыкантов. Мы были во всех залах ожидания, но знакомых лиц там так и не увидели.<br> <br> Всё это время мы обсуждали концерт и сошлись на мнении, что он получился каким-то скомканным. По крайней мере, у меня не было того шока от выступления любимой группы, который я испытывал после концертов Arch Enemy, Iron Maiden и Trivium. Очевидно, из-за проблем с авиаперелётом группа была очень уставшая и вышла на сцену буквально на последнем издыхании. Правда, несмотря на это, все пятеро выложились на полную. Общее впечатление испортилось задержкой концерта и ожиданием в подвале. Не пошёл концерту на пользу и укороченный сет-лист. Также было заметно, что Майк отграничивает себя в общении с публикой между песнями — на всех бутлегах, что я слышал, он был гораздо более разговорчив, чем на московском концерте. В общем, к сожалению, мой первый концерт Opeth оказался подпорчен обстоятельствами, которые не зависели ни от меня, ни от музыкантов. Но у меня был ещё один концерт впереди... ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ<br> <br> Благодарим агентство "Spika Concerts" и лично Веру Дмитриеву за предоставленные аккредитации.</p></div></div><div class=