Микаэль Окерфельдт (Mikael Akerfeldt) | Интервью

Окерфельдт о Watershed с The Gauntlet

интервью opeth

Q: Привет, это Колетт Клэр (Colette Claire) из The Gauntlet, я буду общаться с Майком из Opeth, а это большая честь для меня. Очень рада встрече с Вами!

МО: Спасибо!

Q: Гы-гы, скажите это в камеру.

МО: А… спасибо, всем привет!

Q: Гы-гы-гы-гы-гы! Обычно люди говорят что-то для приветствия. Ладно. Вы выдвинулись в турне Progressive Nation. Как долго оно уже идёт?

МО: Ну, вообще-то мы ещё не отыграли даже первый концерт.

Q: А, так сегодня будет первый концерт?

МО: Да, точно.

Q: Класс, мы избранные и всё такое!

МО: Да уж. До этого мы отыграли несколько шоу в Великобритании. Убедились, что мы не полное дерьмо и можем ещё сыграть пару песен.

Q: Прикольно. А как долго вы будете гастролировать по Северной Америке?

МО: По-моему, гм… эээ… кажется… ну, я точно не помню. Что-то вроде пяти недель. Насколько я помню, мы завершим турне во Флориде. В общем, мы едем по Югу США с Востока на Запад и заканчиваем во Флориде.

Q: Ясно, понятно, эй вы, покупайте билеты, всё такое. Новый альбом Watershed ещё не вышел, верно?

МО: Да, он выходит… по-моему, он выходит второго июня… или третьего. Где-то в это время, в общем.

Q: Да, типа того, в июне, я слышала, гы-гы. Это первый альбом, где Вы указаны в качестве продюсера?

МО: Ну, я никогда не указывал себя одного в качестве продюсера, хотя и принимал участие в продюсировании записей, прибегая к помощи звукоинженеров. Все наши альбомы спродюсированы группой в целом. Стивен Уилсон, например, принимал участие в продюсировании наших альбомов, но никогда не работал над ними от начала и до конца. Он приезжал, чтобы помочь нам с вокалом и всё такое. По большому счёту, мы сами с самого начала продюсировали свои альбомы.

Q: Вы, ребята, обычно репетируете…

МО: Мы бухаем.

Q: Гы-гы-гы-гы-гы, бухаете, гы-гы-гы-гы-гы! Я хотела сказать, что обычно вы пишете музыку, репетируете её очень быстро. С новым альбомом было так же?

МО: Ну… уф, например, первый альбом мы записали и смикшировали за 12 дней — новый альбом мы делали, конечно, не так быстро. Мы 12 дней потратили только на микширование. Кажется, всё вместе заняло пять недель. Я писал музыку около года… да, и где-то пять недель записи. Это вполне быстро для нас.

Q: Вы записываетесь так быстро, чтобы материал звучал свежее?

МО: Ну, знаете, находиться в студии не так круто, как кажется со стороны. Когда ты молод, ты приходишь в студию и радуешься: Ого, тут столько кнопочек и прочих хреновин. Но это довольно скучное занятие, на самом деле. Раньше мы тратили много студийного времени и денег, просто бездельничая с сигаретой в зубах и чашкой кофе в руке. А на этот раз мы работали по расписанию, как настоящие работники. Мы вставали в восемь утра, завтракали и шли записываться. Заканчивали работу в восемь вечера и до полуночи ложились спать. Я мог ездить каждую неделю к себе домой. А раньше мы никогда не придерживались расписания. Я думаю, гораздо приятнее быть профессиональной группой, чем кучкой голодранцев.

Q: Вы один написали всю музыку к Watershed?

МО: Ну, почти всю. Одну песню я написал совместно с Фредриком — это сингл. Ну, условно говоря, сингл — такая песня, которую будут использовать, как сингл.

Q: Porcelain Heart?

МО: Porcelain Heart, верно. Это наша с Фредриком песня. Также я написал одну песню с Пером, она будет доступна только в специальном издании альбома. Но остальной материал я написал сам.

Q: Думаю, многим вашим слушателям интересно, как вы сочиняете такие длинные песни со множеством отдельных фрагментов, совершенно различных по настроению и звучанию?

МО: Ну, в общем-то, я просто надеюсь на лучшее. Когда я сочиняю, у меня получается очень много дерьма, всяких ужасных мелодий. Когда понимаешь их убогость, думаешь: Как мне такое вообще в голову пришло?. Но мне всегда приходится пройти через кучу дерьмовых идей, чтобы создать что-то действительно стоящее. Я просто жду, когда у меня получится нечто, на что я мог бы сказать: Гм, а в этом что-то есть. В общем, получается немного по-настоящему сильных идей, несколько неплохих риффов и куча жуткого дерьма. В результате я выбираю из этого лучшее. Это уж как повезёт.

Q: А Вы сразу определяете, какая часть будет жёсткой, а какая мягкой?

МО: Ну, это зависит от игры. Большую часть музыки я пишу на гитаре, так что если я хочу создать что-то жёсткое, то я и играю жёстче. Если же хочу поработать над мягкими идеями, то играю пальцами. Но сейчас у меня дома небольшая студия, так что я могу, например, записать ударные, а поверх них уже импровизировать с риффами. Если и так ничего не получается, то я иду к синтезатору — пара аккордов на клавишных тоже могут обернуться чем-то интересным. В общем, у меня есть выбор. Я вот недавно купил игрушечную гитару своей дочери — такую, совсем крошечную. Но у неё шесть струн, я сам иногда играю на ней. Вообще-то я сочинил несколько зловещих моментов на ней, ха-ха! Это необычно, да. Сижу, бывает, с этой гитарой, пока дочурка отойдёт в туалет, наигрываю что-то. Интересные идеи приходят в голову, когда меньше всего их ждёшь. Но в целом я стараюсь придерживаться графика. Каждое утро после чашечки кофе иду в студию и… молюсь богу, ха-ха!

Q: Гы-гы-гы, смешно! Возвращаясь к песне Porcelain Heart… вы сняли на нё клип — таким группам, как Opeth, приходится урезать песни, чтобы делать клипы. Считаете ли Вы клипы важными для вашей группы?

МО: Нет, я не люблю… ну, как сказать, я люблю смотреть клипы. Но я не считаю, что Opeth очень уж годятся для видео. У нас нет имиджа, я не знаю, как мы должны преподносить себя в видеоклипах. Хорошо, когда режиссёр помогает в этом. Лассе Хойл (Lasse Hoile) сказал нам: Я бы хотел что-то типа старой готики, в духе Тима Бёртона (Tim Burton). И мы сказали: Да, классно. В общем, я не считаю клипы такой уж важной штукой для нас. Когда закончен альбом, закончена и моя работа. Дальше уже остальные говорят мне, что делать. Если говорят сняться в видео, я иду и кривляюсь с гитарой перед камерой. Короче, я не из тех парней: Эй, мы выпустили новый клип, и он просто обалденный!. Меня это не так уж заботит, но, в конце концов, наш новый клип хорош. Он получился хорошим, потому что у режиссёра были идеи по поводу того, как нас преподнести. Сам-то я понятия не имею, как это сделать, ха-ха.

Q: Да, мне понравился этот клип, его атмосфера. Эти девушки смотрятся классно.

МО: Да, в этом видео есть вкус… ну, это ведь довольно развратное видео, но в то же время оно сделано со вкусом. Это не выглядит, как попытка привлечь сексуально озабоченных подростков. По-моему, это очень хороший клип. Мне он очень нравится.

Q: Вы сами решили сделать эту песню синглом?

МО: Нет, это на лейбле так решили. Опять же, мы не та группа, которой большой босс скажет: Эй, я не слышу здесь сингла. Потому что мы не сингловая группа, у нас нет хитов. Но мы хотим раскручивать свой альбом, а это уже совсем другое дело. Если честно, мне было всё равно, какую песню они выберут для сингла. Они просто сказали: Вот, Porcelain Heart подходит для сингла. Вообще-то сам я предложил The Lotus Eater, потому что это такая, знаете ли, крутая песня. Но по большому счёту мне было всё равно. Как я уже сказал, когда альбом готов… знаете, если кто-то попытается вмешаться в работу над альбомом, я его убью. Но когда альбом готов, я могу расслабиться, и всё остальное становится мне безразлично. Так что Porcelain Heart в виде сингла — это неплохо. Правда, мне не нравится урезанный вариант, но я рассматриваю это как рекламу. Знаете, вроде того, когда делают двухминутный трейлер к двухчасовому фильму. Разумеется, режиссёр говорит: О, чёрт, мы вырезали самые классные куски!. Но это возможность рекламировать альбом — я хочу, чтобы его услышало больше людей. В общем, когда из песни вырезают несколько кусков… я ненавижу это, но я понимаю, что это необходимо, и не дёргаюсь, потому что сам альбом уже готов.

Q: Это, наверно, трудно, потому каждый ваш альбом очень цельный. Как будто одна большая песня.

МО: Ну, да, тоже верно. Я не могу сказать, что какая-то из песен более показательна для альбома, чем остальные. Но мы ведь не можем выпустить все песни на синглах, верно? Нам нужна только одна, поэтому мы взяли Porcelain Heart. И я доволен, это хорошая песня.

Q: Вы не так давно перебрались на новый лейбл, верно? У вас не возникало проблем с руководством из-за того, что вы не сингловая группа? Не было давления со стороны компании?

МО: Нет, конечно, нет. Никто нам не говорил: Вам стоило бы писать короткие поп-песенки, чтобы зашибать побольше деньжат. Думаю, нас приняли такими, какие мы есть. Они предложили нам контракт потому, что знали, кто мы такие. Мы стали для них группой, создающей более андеграундный имидж, потому что у них хватает коммерческих групп. Несмотря на то, что многие считают Roadrunner попсовым лейблом из-за миллионных тиражей групп вроде Nickelback, большинство ребят, работающих там, по-настоящему любят музыку. Они работают на компанию и интересуются музыкой. У многих из них очень тонкий вкус, на мой взгляд. В общем, они никогда не указывали нам, что делать. Мы работаем на них, в некотором смысле, но мы никогда не были крупной группой, никогда не продавали миллионы альбомов. Но наши тиражи растут с каждым новым альбомом, и у нас есть свои фанаты. Думаю, мы весьма надёжная группа, если вы понимаете, о чём я.

Q: Да, у вас ведь много преданных поклонников, готовых следовать за группой всегда.

МО: Да, и мне нравится, что у нас нет хит-синглов. Потому что в противном случае мы бы постоянно находились под давлением. Я не знаю, как бы на мне отразилось то, что наш сингл стал хитом года или что-то в этом роде. Я люблю музыку, прежде всего. Меня не тянет трахать поклонниц и жрать наркотики. Я хочу заниматься музыкой и поддерживать свою семью. Меня не интересуют лёгкие деньги. Мы довольны тем, что у нас есть сейчас. У нас выходит новый альбом, а на наши концерты приходит всё больше народу. Мы счастливы.

Q: Вы когда-нибудь планировали перспективы развития вашей группы? Вы заранее решали, как будет звучать тот или иной ваш альбом? Было ли для вас целью стать прогрессивной группой?

МО: Да, я всегда хотел, чтобы мы играли прогрессивную музыку. Хотел, чтобы мы были пионерами в своём деле, если вы понимаете, о чём я, ха-ха. Но я по сей день ценю хорошую песню выше необычной песни. Если мы вдруг выпустим три одинаковых альбома подряд, то это, конечно, будет неприятно, но… развитие нельзя подгонять, оно идёт само собой. Я думаю, что наш новый альбом — это более значительный шаг вперёд, чем предыдущая наша пластинка. Я не хочу сказать, что он лучше — он просто другой. Если бы мне пришлось выбирать между возможностью каждый раз записывать необыкновенную музыку, ничего подобного которой никто до этого не слышал и… знаете, нужно слишком много времени, чтобы добиться такого развития. Но я всё равно высоко ценю, что с каждым новым альбомом мы привносили в нашу музыку что-то необычное. И новый альбом в этом плане стал большим достижением для нас. Но я не могу решить сам, чего я хочу от музыки. Если я пытаюсь создать какой-то план действий, я всё равно потом ухожу далеко от первоначальной идеи.

Q: Уходите, когда начинаете писать новые песни?

МО: Да. Я болтаю всякую чепуху: О, следующий альбом будет тяжёлым и всё такое, он будет мрачным и зловещим. А потом я беру в руки гитару и сочиняю что-то мягкое и красивое. Я не могу контролировать себя, когда пишу музыку.

Q: Вы оставляете всё на усмотрение судьбы?

МО: Да, можно сказать и так. И это всегда срабатывает. Для меня, по крайней мере.

Q: Замечательно! Спасибо за интервью, увидимся сегодня на концерте!

МО: Увидимся! Счастливо!

Источники: