Микаэль Окерфельдт (Mikael Akerfeldt) | Интервью

Окерфельдт о Watershed с Ultimate Guitar

интервью opeth

Гитарист Opeth, Микаэль Окерфельдт провел свою молодость, работая в магазине акустических гитар. Клиентура была довольно редкой, поэтому Микаэль имел много времени, валяя дурака с инструментами, выстроенными стеной. Именно здесь он развил свой уникальный пальцевый стиль, который он употребил в своей первой симфоник метал группе.
Ассоциации, которые приходят в голову — это съемка Арнольда Шварцнеггера в фильме «Конан Варвар». Арнольд (Конан) принужден толкать огромное молотильное колесо по кругу, и по истечению времени этот костлявый беспризорник превращается в рослого и мускулистого воина. Похожая картина вырисовывается и у нас — этот маленький шведский мальчуган берет гитару за гитарой, практикуется и практикуется до тех пор, пока не предстает перед миром как Микаэль Окерфельдт.

И нигде эти уникальные пальцевый и плоскощипковый стили не продемонстрированы настолько ярко, как на девятом альбоме Opeth, именованном Watershed. Окерфельдт — это Роберт Фрипп, Ричи Блекмор и Грег Лейк, слившиеся воедино. Десятилетия игры и тренировок взрастили в нем качества этих классиков, и в то же время сделали его бесподобным.
Многие группы пытаются сопоставить такие несопоставимые элементы как оркестровый и металлический, но лишь изредка достигают истинного симбиоза. В общем случае вычурность классических элементов попросту играет роль вспомогательных компонентов, т.е. различные части укладываются штабелями друг на друга, но только не проникают одна в другую. В музыке Opeth, на альбоме Watershed, песни полностью самодостаточны как механизмы для гитар-вокала-ударных, они не нуждаются в дополнительном декорировании с помощью струн и клавиш, чтобы являться чудесно скомпозицированными произведениями. Но привнесение дополнительных текстур только добавляет динамику в треки.

Здесь нет напыщенности и помпезности, которые имеют тенденцию ухудшать всякими примесями подобный вид музыки. Когда Окерфельдт говорит вам, что он изучает творчество King Crimson, и что они оказывают на него влияние, вы действительно слышите канал к Фриппу во время его игры. И это все искренне и не брошено вам в лицо посредством явного повторения.
Микаэля отделяло всего несколько минут от концерта. В телефоне можно было услышать предконцертную деятельность, протекающую вокруг него — дело шло полным ходом: голоса на повышенных тонах и люди в движении. Он игнорировал все это и пытался объяснить кем он был, и почему он сделал так, как сделал.


UltimateGuitar: Определенно складывается ощущение, что ты, как гитарист и сочинитель песен, активно ищешь современные элементы и текстуры в аранжировках и тонах. Но также присутствует саунд классического рока, который переносит нас к Pink Floyd, King Crimson и другим. Ведь это не случайно, не так ли?

Микаэль: Нет, я слушаю много подобной музыки. В общем-то, когда я рос, для меня существовала лишь металлическая музыка, но когда я основал свою группу в начале 90-х, я начал интересоваться некоторыми прогрессив-рок группами и некоторыми симфоник-рок группами 70-х и даже некоторой психоделической музыкой. Я думаю, это нашло свое отражение в нашей собственной музыке.

UltimateGuitar: Получается, что ты был фаном King Crimson по-особому? Многие прогрессив группы указывают на Crimson, когда говорят о влияниях, но никогда нельзя услышать этого в их музыке.

Микаэль: Конечно, я их большой поклонник. Я не слышал у них так много записей, сделанных в 80-х, но с первого альбома до того трио с Джоном Уэттоном (Окерфельдт ссылается на Красный период с Уэттоном, Робертом Фриппом и Биллом Брафордом) меня их творчество действительно сильно увлекало.

UltimateGuitar: В твоем вокале есть особое…

Микаэль: Грег Лейк?

UltimateGuitar: Да, совершенно верно.

Микаэль: Многие это говорили, что безусловно является комплиментом.

UltimateGuitar: О да, определенно. Всегда ли пение было одной из составляющих тебя как музыканта?

Микаэль: На самом деле нет. Я был гитаристом, когда я начинал. Я просто хотел играть на гитаре, я никогда не предполагал, что я буду певцом. Но ты знаешь как это бывает, когда ты молод. В моей первой группе не было никого, кто бы хотел петь. Так я и стал певцом в своем роде.

UltimateGuitar: Это был Eruption?

Микаэль: Да, это был Eruption. И с тех пор я заинтересовался пением, и думаю, пение, а точнее, то, что я стал певцом, действительно помогло мне сконцентрироваться на написании песен в противопоставление гитарным соло и другим подобным вещам. Так, сейчас меня интересует больше сочинение песен, нежели их исполнение, если ты понимаешь, о чем я.

UltimateGuitar: На диске Watershed, есть некоторые места, которые открывают философию Opeth. И здесь это перефразируется: «Собирая случайные ноты и (или) аккорды воедино». Слушая музыку или даже просто разговаривая с тобой здесь в течение нескольких минут, создается ощущение, что не существует ни единой ноты в альбоме Opeth, которая не была бы тщательно исследована и изучена.

Микаэль: (Много смеха). Да, я просто вложил что-то подобное в альбом, я думал это звучит прикольно. Но очевидно, что я провел много времени над написанием песен, и я всматривался в каждую деталь. Я думаю, я не такой тщательный по отношению к своему исполнению, но что касается написания песен, я хочу, чтобы они были совершенны так, как я это представляю.

UltimateGuitar: В философии Окерфельдта, о которой мы только что вели речь, присутствует определенная доля случайности в альбоме Watershed. Но случайность, очевидно, очень тщательно выстроенная. Фактически, есть моменты, где электрическая часть распадается на акустическую секцию, и практически создается впечатление, что вы бросаете иронический взгляд на металлический стиль музыки. Это почти как Заппа, когда он подшучивал над стилем, который он играл. Все на самом деле обстоит именно так?

Микаэль: Это не то, чтобы я сбивал с толку метал сцену или что-либо в этом роде. Я люблю хеви-метал, и это то, на чем я вырос. Но я думаю, что для любой метал группы абсолютно необходимо, в какой-то мере и особенно для нас, слушать влияния извне, чтобы попытаться получить вдохновение, направленное на наши собственные вещи. Иначе, вы закончите, например, как если бы вы слушали только Iron Maiden, вы и будете звучать как Iron Maiden. Таким образом я, ну все мы, слушаем все виды музыки. И мы создали эту группу сами, нас подписали на основании того, что мы сделали, и, таким образом, в наш музыкальный процесс никто не вмешивается. Это попросту было очевидно для нас, мы будем играть лишь ту музыку, которой мы наслаждаемся сами, и это приводит нас к смешиванию многих стилей, нет никаких правил, если ты понимаешь, о чем я.

UltimateGuitar: Значительная часть стиля Opeth основана на твоей игре на акустической гитаре, и даже в большей части, нейлоновых струнах. У тебя всегда были эти акустический приемы?

Микаэль: Не всегда. Мне всегда нравились акустические интерлюдии и нечто подобное в метал альбомах, на которых я вырос. Мне всегда нравились баллады, но я был увлечен в основном хеви-метал, поэтому я хотел играть «тяжело». После школы я получил работу в гитарном магазине, и мы продавали только акустические гитары, и у нас едва ли бывали клиенты, и, поэтому, я, в основном, сидел целый день, играя, и я думаю, что я немного развил свой пальцевый щипковый стиль, практикуясь в этом магазине. И моя любовь к акустической гитаре, я предпологаю, родилась именно там. И вот теперь это стало важной частью нашего саунда, в такой же мере как и электрогитара. И, в основном, я пишу большинство вещей на акустической гитаре, даже тяжелые рифы я пишу на акустике.

UltimateGuitar: Перенеслась ли акустическая техника на электрическую? Много твоих электрических эпизодов комбинируют медиатор и пальцы, и некоторые рифы — щипковые, нечто в этом роде.

Микаэль: Да, думаю, до определенных пределов это так. Я бы сказал, что я являюсь чем-то типа неортодоксального метал гитариста в этом смысле. Потому что, когда мои коллеги используют акустическую гитару, это как маленький эффект или что-то в этом роде. Но для нас, это такая же важная часть музыки, как и все остальное. И думаю, это изменило мой подход к электрогитаре тоже, а также изменило мой подход к написанию песен. Когда я немного лучше научился играть на электрогитаре, я увидел, что можно делать разные вещи.

UltimateGuitar: Burden из альбома Watershed — блестящая комбинация всех тех элементов, о которых мы вели речь: балладное чувство Грега Лейка / King Crimson и акустические гитары. Это по-настоящему другой тип звучания для металлической группы. А ритм-секция действительно замечательна. Я знаю, я здесь выдвинул много идей. Давай поговорим о чувстве ритма трека. Он такой неметаллический.

Микаэль: Да, я вношу свой вклад во все, потому что я записываю демо по возвращении домой. У меня дома есть простое оборудование ProTools. Так я записываю демо всех песен, и я заканчиваю с песнями, упорядочивая их в том порядке, каком они должны быть в альбоме. Таким образом мы слушаем альбом перед тем, как его записать, если ты понимаешь, о чем я. Я записываю все с драм машиной, и это звучит хорошо, но все таки это драм машина. Я очень интересуюсь ударными; для меня ударные — это одна из самых важных частей; если ударные четкие, то я могу даже слушать драм треки отдельно, и я знаю, что это будет хорошая песня, если ты понимаешь, о чем я. Мартин (Аксенрот) и Мартин (Мендес) имеют разный подход к делу, нежели их коллеги во многих других метал группах. Поскольку некоторые из них, например в более экстремальных металлических группах, играют так быстро, как они могут. Они не берут во внимание, что нужно играть бас-барабаном и тарелкой(snare) и с чувством. И думаю, это именно те вещи, которые всегда были важны для Opeth. Мы имеем по-настоящему сильную ритм секцию. Я полностью согласен. Burden была на самом деле немного новаторской песней для меня. Мне действительно очень нравится эта песня, но она достаточно далека от ее самого первоначального написанного мною варианта. Идея мне пришла при прослушивании Scorpions, это альбом In Trance. Там была песня Living and Dying, и я всегда был большим поклонником тех баллад металлического типа середины 70х. Я просто подумал тогда: «Черт, я хочу написать песню в этом духе». Я просто написал эту песню и хотел, чтобы она звучала как в середине 70х.

UltimateGuitar: Теперь, когда ты описал ее, ты можешь проследить за влиянием. Но все таки в ней есть что-то особенное и оригинальное.

Микаэль: О, это здорово, мне это очень нравится. Но я думаю, что это не так уж модно или не было модно писать подобные песни 30 лет назад. Мне кажется мы возвращаем это, и мы также добавляем примеси, наши металлические влияния вместе с более «темными», такими как прогрессив рок группы King Crimson и Van der Graaf Generator. И мы в большом количестве используем меллотрон, что также отдает духом King Crimson, так они его много использовали, ты знаешь.

UltimateGuitar: Определенно. Когда я узнал, что у вас есть песня с названием Mellotron Heart, я понял, что это должна быть уникально думающая группа. Вы используете меллотрон просто чудесно и ваш клавишник, Пер Виберг обладает настоящим чувством того, как интегрировать эти винтажные клавишные со всеми новыми синтезаторами.

Микаэль: Да, он как блюзмен. Его корни уходят в рок/блюз. Он много лет играл блюз, и его идолы клавишных — это такие ребята, как Винсент Крейн из Atomic Rooster и Кен Хенсли из Uriah Heep и, очевидно, Джон Лорд и им подобные музыканты.

UltimateGuitar: На Burden он играет перпловидное Hammond B3 соло, не так ли?

Микаэль: Да, точно.

UltimateGuitar: Твое соло на Burden изумительно. Оно сочетает блюз с прогрессив-техникой, но было чувство, что ты мог предложить намного больше. Проблема большинства металлических гитаристов в том, что они отображают их весь музыкальный арсенал в любом одном соло. Другими словами, ты слышишь одно соло, и это значит, что ты услышал все соло. В твоей игре присутствует чувство ожидания «что он сыграет дальше?»

Микаэль: Соло в Burden — это согласованность между мной и Фредериком. Я не люблю гитарные соло, если у них отсутствует цель, если они не улучшают песню. Мы никогда не добавляем соло только потому, что в песне по идее нужно соло. Но это соло было для создания концовки песни, было отлично, что мы согласовали несколько соло партий, а затем перешли в гармонию двойного ведения (когда Микаэль и Фредрик играют соло одновременно). Я не знаю какого-то классического способа исполнения. Я не люблю гитаристов, которые переигрывают. Я предпочитаю одну ноту сотне нот, если ты понимаешь, о чем я.

UltimateGuitar: В конце Burden гитара с нейлоновыми струнами расстраивается, и это не случайность, а часть представления. Это круто!

Микаэль: У меня не было концовки для песни. Было несколько вариантов закончить прекрасную песню. Например, закончить на высокой ноте с прекрасным аккордом или затуханием. Но ко мне пришла идея, что нужно закончить ее нелепым способом, и я просто играю заключительную партию на нейлоновой гитаре, и я сказал Фредерику расстроить гитару в реальном времени в момент моей игры. Очевидно, что это звучит уродливо, но в этом и заключается вся цель. Мы не знали, сработает это или нет. Но это сработало.

UltimateGuitar: Фредрик гармонично нашел себя в Opeth, даже несмотря на то, что это только его первый альбом с группой. У меня пару вопросов: какие качества вы искали во втором гитаристе и почему вы чувствовали, что вам нужна фонообразующая гитара для расширения саунда Opeth?

Микаэль: Да, нам в основном нравятся ритмы, которые у нас есть. Временами они довольно замысловатые, и они написаны для двух гитар. Это и есть основная причина того, что нам нужна была вторая гитара, и я также хотел кого-то, кто мог бы взять на себя роль ведущего гитариста. Потому что я пою и играю соло, и иногда это для меня трудновато. Кроме того я даже рядом не стою с Фредриком по основательности и четкости как гитарист. У него шредерская основа. Как Ингви Мальмстин и подобные ему ребята, но он также великолепный чувствующий гитарист, если ты понимаешь, о чем я. Он не мог проявить эти качества в других группах, но теперь, я думаю, что в Опет, если ты собираешься быть гитаристом, ты должен быть многогранным. А он был одним из моих любимых гитаристов в Швеции, и он также четок с ритмами. Обычно ты хорош либо в одном, либо в другом, но он хорош с обеих сторон. Он также слушает музыку. Он любит шредить, если я скажу ему прошредить в течении 10 минут, он сделает это с удовольствием. Но он также понимает чувственную сторону в написании песен, а это нельзя просто натренировать. Он понимает динамику, что для нас является крайне важным. В общем он классный.

UltimateGuitar: Вот в Hex Omega, еще одном треке из Watershed, много динамики. Твоя гитарная партия во время куплетов так музыкальна сама по себе, что тебе по сути даже не требуется вокал.

Микаэль: Да, у меня был первый риф, который больше был похож на металлический, но он установил стандарт на оставшуюся часть песни, потому что он обладает средне-восточной чувственностью. Мне пришла идея на счет куплета, и от куплета мы переходили к более тяжелой промежуточной части песни. Я не знаю, просто было ощущения, что это правильно. Я позволил вокальной мелодии направить песню. В основе ее простые ритмы. Но я конечно понимаю, о чем ты говоришь. Это простая куплетная партия, но она имеет звучание, как будто вызывает определенные воспоминания, и ты чувствуешь какое-то умиротворение во время прослушивания. Просто так получилось.

UltimateGuitar: Hessian Peel — еще один трек с нейлоновой акустикой параллельно электрике. Это ведь электрогитара во вступлении?

Микаэль: Вступление начинается с органа Хаммонд, низкая нота Е, а я играю на стальных струнах. Это просто для того, чтобы создать некоторую чувственность и перейти к следующей части, которая была написана под влиянием группы Camel, которую я много слушал. Я часто слушал Camel, когда был помоложе, и эта небольшая ведущая партия в начале была создана под их вдохновением. А затем я перешел к куплетам, или как вы это там называете. Это почти хроматическая прогрессия аккордов. Вы можете делать интересные вещи с хроматическими аккордовыми прогрессиями, если они переходят от мажорных аккордов к минорным или в другую сторону. Это хороший прием для любого композитора, и в этом случае он действительно отлично сработал.

UltimateGuitar: Ты играешь эту партию, а затем ты бьешь по Eb, и это действительно изумительно. Это абсолютно неожиданно, и это такое редкое качество в музыке в наши дни.

Микаэль: Да, я думаю, что это звучало хорошо. Это создает прекрасный чувственный аромат для песни, и я думаю, вы как бы всосаны в песню через это вступление.

UltimateGuitar: Вы играете на гитарах Paul Reed Smith на Watershed?

Микаэль: Да, я играю на гитарах Paul Reed Smith, думаю, уже 6-7 лет. И я обожаю их, они поддерживают нас, мы поддерживаем их. Они многофункциональны, и в них есть все, что мне нужно. Я люблю чувственность Стратокастеров, и я люблю звук Гибсон, и в какой то мере вы можете получить качества обоих этих гитар в PRS, и даже немножко больше. Они держат строй, они прочные, в смысле того, что не разбиваются, и это замечательно, если вы находитесь в турах столько же, сколько и мы. И они красивые, я не знаю…, в них есть все. В первый раз, когда я сыграл на PRS, я думаю, что первым сыгранным аккордом был Emaj4, и мои впечатления были: «Вау, я реально могу слышать каждую струну в этом аккорде, в то же время он звучит как цельный аккорд». И это было нечто, что я никогда не испытывал с любой другой гитарой.

UltimateGuitar: И вы используете усилители Laney?

Микаэль: Да. Laney спонсирует меня.

UltimateGuitar: Было ли это данью Томми Айомми?

Микаэль: Ну конечно, когда они связались со мной это было типа: «Да, Тони Айомми играет с Laney, поэтому для меня они должны быть достаточно хороши». Но они действительно очень поддерживали меня, и дали мне практически все, что мне было нужно. Я люблю гитары, я люблю их внешний вид, но усилители, я ими не интересуюсь. Если кто-то сказал: «Это хороший усилитель, играй с ним». Я бы сказал: «Да, конечно». Laney — это все, что мне было нужно. Я использую модель GH100L, которая по сути обычны 100-ваттный головной усилитель. Он практически такой же, что и у Тони Айомми, но у него именная модель. Я просто получил стандартную модель.

UltimateGuitar: Твой стиль настолько отличается от стиля других металлистов. Как ты упомянул ранее, каждая нота, сыгранная тобой имеет предназначение, и присутствует так много глубины в саунд.

Микаэль: Как я говорил, я никогда много не практиковал перегонку гамм, если быть честным. Я считаю, что если у тебя есть хорошее звучание и хорошее чувство ритма, то это все что нужно, чтобы быть хорошим сочинителем песен и достаточно хорошим гитаристом. Из того, я слушал, когда рос, некоторые гитаристы, как я полагал, были лучше других ребят, и это в какой-то степени сформировало меня. Такие ребята как Ричи Блекмор и Энди Латимер из Camel и Джерри Донахью, мне он действительно нравятся. В основном это был данный тип ребят; Гилмор конечно. Я люблю Фриппа (смеется).

UltimateGuitar: В какой то степени ты для Opeth как Фрипп для King Crimson. Ты как оплот, постоянное присутствие, в то время как другие музыканты иногда приходят и уходят.

Микаэль: Смена состава видится мне в негативном свете, но они толкают тебя вперед. Когда у тебя новые ребята в группе, очевидно, что с твоим саундом происходит что-то, и ты просто должен ухватить то, что тебе нравится и то, что ты никогда не слышал прежде в твоем саунде, и просходит отбор лучшего, если ты понимаешь о чем я. И это все, что мы делали при каждой смене состава, но я всегда ненавидел, когда это случалось. Но они всегда улучшали нас как группу.

UltimateGuitar: Когда Opeth выпускает новую запись, это фактически сольная запись Микаэля Окерфельдта. Была бы настоящая сольная работа логичным шагом для тебя?

Микаэль: Я могу ощущать, что это своего рода сольная запись. Я в действительности не испытываю потребности иметь проекты на стороне, потому что я вкладываю в Opeth все, что хочу. Виртуально я пишу все, что мы делаем, и у меня нет интереса к регги и хип-хопу, но если бы он был, я уверен, что я также мог бы привнести это в Opeth. Но ситуация такова, что мы все таки группа, я очень полагаюсь на других ребят, чтоб превратить это видение, или называйте это, как вам угодно, в реальность. И они предлагают такие вещи, о которых я бы никогда не подумал. Когда мы окончательно, как это нам кажется, записываем настоящие треки для бас гитары, у Мендеса рождаются удивительные вещи, о которых я бы не додумался в своих самых диких снах. Хотя я и пишу песни, они вкладывают так много, что я чувствую, что без них бы не справился.

UltimateGuitar: Получается, что ты более чем открыт для предложений от других участников?

Микаэль: О, конечно, да. Я и Фредрик, например, совместно написали одну песню для альбома, которая называется Porcelain Heart. Он предложил первый риф, а я позаботился об остальном. Также, я и Пер написали песню, которая не входит в альбом, но присутствует в специальном издании и называется Derelict Herds. Да, я приветствую любой вклад, но я чувствую, что последнее слово за мной, потому что я единственный оставшийся с первоначального состава, и я всегда беру ответственности написания песен. Таким образом, если есть что-то, что мне не нравится, я просто говорю им, и я жду, что они мне тоже это скажут в аналогичной ситуации.

UltimateGuitar: Тогда если Фредрик скажет тебе: «Микаэль, эта гитарная партия не подходит, давай попробуем что-то другое»; ты примешь это к сведению?

Микаэль: Да, конечно, но такого пока не случалось!

UltimateGuitar: Кроме написания и аранжировки всех песен, игры на гитаре, ты еще и продюсировали Watershed. Никогда не возникало ощущения, что ты берешь кусок не по зубам?

Микаэль: Да нет, по-моему. Написание песен и их аранжировку я произвожу дома, затем приношу все в студию. Я вовлечен в своего рода пре-продукцию. Я думаю, что сочиняя песни и суя нос в каждую дырку, ты становишься продюсером, если ты понимаешь, о чем я. Но когда доходит дело до звука, который мы ищем, я в этом ни хрена не понимаю. Я просто говорю нашему инженеру: «Мы хотим хороший гитарный звук» . А он типа: «ОК». Мы меняем всякие усилки, и я говорю ему, что это хорошо звучит, или иногда говорю: «Это не звучит хорошо», а он отвечает: «Ну это будет звучать хорошо позже.» Таким образом, у меня не находится много слов при работе с инженерами. Но по окончанию, я всегда счастлив.

UltimateGuitar: У тебя было какое-либо чувство, что Opeth придут музыкально к тому, к чему пришли в девятом альбоме. Orchid был первым альбомом, и 8 альбомов спустя вы создаете Watershed. Чувствовал ли ты тогда, что придешь к этому как сочинитель песен, гитарист и лидер группы?

Микаэль: Нет, мне было 19 лет, когда я записал первый альбом. Я был как ребенок, и мы были в маленькой 16-трековой студии, и записали и свели все за 12 дней, и это было так волнующе быть в студии в те времена. Так что я не строил никаких планов. Но если я думал о будущем, возможно я думал, что мы станем великими (смеется). Номера пентхауз — были всем видением рок-звездности, когда я рос. Я думал, что все так и обстоит, что если у тебя договор на запись, то все уже круто. Очевидно, все было совсем по-другому.

UltimateGuitar: Пока еще не по-любому.

Микаэль: Нет, пока еще нет.

UltimateGuitar: И попадете во все ноты сегодня вечером?

Микаэль: Нет, я буду много лажать!