Интервью

Heritage. Интервью с Мартином Мендесом

Мартин Мендес, участник группы Opeth, один из тех людей, кто сразу производит впечатление. На самом деле, Мартин, наверное, один из тех, чье появление на шведской метал-сцене сложно было спрогнозировать. Мартин родился и вырос в Уругвае, постоянно впитывая в себя латинское наследие для того, чтобы позже преобразовать его в собственные элегантные и характерные бас-партии. Мартин присоединился к Opeth в 1999. Почти на середине двадцатилетней истории группы.

Несмотря на интенсивное гастролирование, Мартин Мендес редко говорит во время выступлений, предпочитая общаться посредством активного размахивания головой, используя своё любимое движение головой из стороны в сторону - «двойной маятник» (до того, как он подстригся, конечно). Несмотря на неразговорчивость на сцене, с Мартином Мендесом приятно общаться. Говорит он спокойно и без излишней сдержанности. Мы поговорили о новом альбоме Opeth, выступлениях и путешествии из родного города Мартина в его резиденцию в Швеции.

- Здравствуй, Мартин, как ты?

- Хорошо, спасибо.

- Рад слышать это. Тебе нравится футбол?

- Ага.

- Поздравляю тебя с победой команды Уругвая в финале Copa America!

- Спасибо, это действительно большое событие.

- Теперь о музыке. В данный момент ты отдыхаешь от выступлений?

- Да. Сейчас я дома, но в сентябре у нас начнется турне в поддержку нового альбома.

- Как получилось так, что парень из Уругвая стал шведской рок-звездой?

- (смеется) Не знаю. Я просто хотел играть музыку, понимаешь. Так оно и было. Мартин Лопес был тогда ударником в Opeth и он посоветовал меня, он также раньше жил в Уругвае. Но я о таком даже не мечтал. Я хотел играть в группе, но никогда не знал, что все именно так сложится.

- Когда ты был подростком, ты сразу взялся за бас? Или ты играл на каких-нибудь инструментах до этого? Что подтолкнуло тебя к тому, что ты стал профессиональным бас-гитаристом?

- Мой отец играл на бас-гитаре. Он играл, когда я был еще маленький. И дома у нас была бас-гитара. А когда я подрос, отец показал мне, как на ней играть.

- В вашем новом альбоме Heritage много своеобразных элементов джаза, фламенко, ворлд-бит. Откуда пришли эти нотки? Или всё это было металом сначала?

- Ну, фламенко определенно был одним из жанров, которые я слушал, но в детстве у меня не было возможности покупать много пластинок. Я довольно быстро рос в музыкальном плане, не зависимо от того, что звучало в нашем доме. Хотя и не было большого количества разной музыки – на радио, что постоянно слушали мои родители, крутили в основном танго, и уругвайскую фолк-музыку. Затем, став постарше, я начал слушать Beatles и Doors. И подобные группы.

- Кстати, по поводу Doors, сегодня я послушал Heritage и обнаружил огромное влияние групп 60-х и 70-х на звук альбома. Немного Doors, немного Uriah Heep, и еще чуток от Jethro Tull. Намеки на звук этих групп прослеживались и на других ваших альбомах, но почему вы решили сделать альбом с таким звучанием именно сейчас?

- Ну, мне кажется, мы всегда были окружены этой музыкой. Мы всегда слушали много рок-музыки из 70-х, и эти альбомы всегда были в наших коллекциях пластинок. Я думаю, что мы уже давно хотели поэкспериментировать с подобным звуком, что и сделали на этом альбоме.

- Ты присоединился к Opeth двенадцать лет назад – что втянуло тебя в группу? И что заставило остаться в ней?

- Ну, я по-прежнему люблю играть музыку. Я думаю, что проблема с прошлыми участниками Opeth как раз заключалась в том, что им перестало нравиться то, чем они занимаются. Мне до сих пор нравится заниматься этим, поэтому я здесь. Я люблю играть. Мне кажется, для некоторых это становится сложным, так как подобный образ жизни – не для каждого. Гастроли – это действительно тяжело. Ведь иногда они длятся долго. Порой турне длится целый год, а затем ты записываешь новый альбом, и всё начинается заново. Для некоторых это становится одной из основных причин ухода, мне кажется.

Они просто хотят побыть дома. И я понимаю это.

- Думал ли ты когда-нибудь, что если бы Opeth не была группой, гастролирующей по всему миру, вы не смогли бы сполна насладиться успехом?

- Да. Я имею ввиду, что постоянно выступая, мы поддерживаем свое существование как группа. Записывая альбом, или еще что-то, денег с этого ты не получаешь. Для нас чтобы выжить и существовать как группа, мы должны выступать.

Я думаю, мы радуем много людей, когда выступаем живьем. Мы делаем хорошее шоу, но мы не делаем из концерта большой спектакль, как делают некоторые группы. У нас нет на сцене бомб или огня, нет картинок и причудливой одежды. Мы просто выходим и играем.

- Вы были в Австралии четыре раза за восемь лет, что довольно много, для группы, играющей метал. Собираетесь ли вы вернуться сюда еще вскоре?

- Ну да. Я не знаю. Никогда ничего не знаешь заранее, понимаешь.

- Оформление Heritage весьма необычное для Opeth, немного напоминает масляную живопись – очень пасторальное, готическое и даже чем-то библейское. Как же вы пришли к такой концепции?

- По большей части это была идея Майка. Он грезил этим, в некотором роде… Ну и у нас есть парень, который всегда помогает в таких делах – это Трэвис Смит. Новая обложка гораздо сочнее в плане цветов, и она получилась весьма сильной. Мне нравится.

- Журналисты и поклонники уже довольно долгое время называют Opeth прогрессив-дэт метал группой. Как бы ты описал музыку, которую вы играете? Если, конечно, ты хочешь ее как-то описать.

- Ну, это довольно сложный вопрос, знаешь. Я не знаю даже, как можно говорить об этом. Я имею ввиду, сегодня ведь очень много музыкальных журналистов. Я хочу сказать, что люди говорят, что мы играем дэт-метал, но мне самому кажется, что мы играем что-то от рока до хэви, просто в другом ключе, понимаешь?

В прошлом это был только хэви, а сейчас так много всего. И у каждой группы есть имя и название для стиля, в котором она играет. Всё это довольно сложно.

- В прошлом Opeth действительно была дэт-метал группой, но сейчас вы и правда несколько отошли от исходного стиля.

- Ну да, это правда. Но тут дело не в том, что мы именно хотели отойти от дэт-метала или отвернуться от старых поклонников и всё в таком духе. Нет. Мы по-прежнему любим дэт, и, как правило, мы ему и отдаем предпочтение. Я хочу сказать, что метал – в наших душах, но мы играем и другую музыку. Мы пытаемся экспериментировать с другими стилями. И это естественно, но мы остались самими собой. Да, в новом альбоме нет гроула, но это не значит, что мы пытаемся отойти от метала, или что-то в этом роде.

Было бы скучным записывать после Watershed другой метал-альбом. Для нас, по-крайней мере. Вот почему мы записали такой диск.

- Многие поклонники Opeth с удовольствием занимаются коллекционированием ваших виниловых пластинок, специальных изданий и прочих подобных вещей. А сами вы коллекционеры? И не кажется ли тебе, что все эти ограниченные издания и прочий мерч – весьма циничный ход, как считают некоторые поклонники?

- Мы стараемся делать такую музыку, которые люди смогут слушать еще через 30, 40 или 50 лет. И единственный способ этого добиться – делать хорошую музыку. Вот что важно. Что касается изданий с ограниченным тиражом -  я думаю, что это здорово. Это помогает поддерживать музыку живой. Сохранить ее. Микаэль большой любитель коллекционировать записи, и я думаю, это было его идеей.

- По-поводу Микаэля. Создается впечатление, что он самый заметный и наиболее влиятельный участник группы. Поэтому у меня несколько вопросов – отражается ли это доминирование на процессе написания песен, и второй вопрос – чувствует ли остальная группа себя комфортно при этом?

- Микаэль – единственный человек, который остается в группе с самого начала, и он всегда писал песни. Но, тем не менее, написание песен – это открытая работа. Я хочу сказать, что это – его группа, и нам нравится играть эту музыку. Мы стараемся привнести в музыку всё, что можем и позволить ей звучать настолько хорошо, насколько это возможно.

- С годами у вас завязалась тесная дружба с другими группами, как Porcupine Tree и Katatonia. И скоро у вас будет совместное турне, верно?

- Ага. Мы будем выступать вместе в сентябре. По штатам.

- Как образовались ваши дружеские отношения? Влияете ли вы друг на друга? И какая она, эта дружба?

- Ну, мы большие друзья с Йонасом Ренксе (вокалистом Katatonia). Он живет рядом с нами. За углом от Микаэля. Я не думаю, что мы влияем друг на друга в музыкальном плане. Мы проводим очень много времени дома вместе, а также на фестивалях или в турне. У нас общая история, поэтому это обычные дружеские отношения.

- Похоже, что в твоей манере игры на тебя большее влияние оказала музыка, на которой ты вырос или все же новая музыка? А может, что-то еще? Откуда ты черпаешь вдохновение? Как настраиваешься на нужную музыкальную волну?

- Мне кажется, тут много всего – начиная с того, что происходит вокруг тебя в данный момент, и заканчивая тем, что ты хочешь привнести в музыку. Другие люди могут подать тебе идеи, но музыка – это главное. Многое из того, что я слушаю, влияет на то, что я играю. Но люди вокруг тебя, различные ситуации… все это может оказать влияние на твою игру как в положительном, так и в отрицательном плане.

- Мартин, мне было очень приятно пообщаться с тобой. Жалею удачи вам с альбомом и в турне.

- Спасибо, Том, береги себя.

Автор интервью Tom Valcanis
(www.theaureview.com)

 

Интервью перевел autumnwatcher