Мартин Мендес (Martin Mendez) | Интервью

Мендес о Heritage с The AU Review

интервью opeth

Мартин Мендес, участник группы Opeth, один из тех людей, кто сразу производит впечатление. На самом деле, Мартин, наверное, один из тех, чье появление на шведской метал-сцене сложно было спрогнозировать. Мартин родился и вырос в Уругвае, постоянно впитывая в себя латинское наследие для того, чтобы позже преобразовать его в собственные элегантные и характерные бас-партии. Мартин присоединился к Opeth в 1999. Почти на середине двадцатилетней истории группы.

Несмотря на интенсивное гастролирование, Мартин Мендес редко говорит во время выступлений, предпочитая общаться посредством активного размахивания головой, используя своё любимое движение головой из стороны в сторону — «двойной маятник» (до того, как он подстригся, конечно). Несмотря на неразговорчивость на сцене, с Мартином Мендесом приятно общаться. Говорит он спокойно и без излишней сдержанности. Мы поговорили о новом альбоме Opeth, выступлениях и путешествии из родного города Мартина в его резиденцию в Швеции.

The AU Review: Здравствуй, Мартин, как ты?

Окессон: Хорошо, спасибо.

The AU Review: Рад слышать это. Тебе нравится футбол?

Окессон: Ага.

The AU Review: Поздравляю тебя с победой команды Уругвая в финале Copa America!

Окессон: Спасибо, это действительно большое событие.

The AU Review: Теперь о музыке. В данный момент ты отдыхаешь от выступлений?

Окессон: Да. Сейчас я дома, но в сентябре у нас начнется турне в поддержку нового альбома.

The AU Review: Как получилось так, что парень из Уругвая стал шведской рок-звездой?

Окессон: (смеется) Не знаю. Я просто хотел играть музыку, понимаешь. Так оно и было. Мартин Лопес был тогда ударником в Opeth и он посоветовал меня, он также раньше жил в Уругвае. Но я о таком даже не мечтал. Я хотел играть в группе, но никогда не знал, что все именно так сложится.

The AU Review: Когда ты был подростком, ты сразу взялся за бас? Или ты играл на каких-нибудь инструментах до этого? Что подтолкнуло тебя к тому, что ты стал профессиональным бас-гитаристом?

Окессон: Мой отец играл на бас-гитаре. Он играл, когда я был еще маленький. И дома у нас была бас-гитара. А когда я подрос, отец показал мне, как на ней играть.

The AU Review: В вашем новом альбоме Heritage много своеобразных элементов джаза, фламенко, ворлд-бит. Откуда пришли эти нотки? Или всё это было металом сначала?

Окессон: Ну, фламенко определенно был одним из жанров, которые я слушал, но в детстве у меня не было возможности покупать много пластинок. Я довольно быстро рос в музыкальном плане, не зависимо от того, что звучало в нашем доме. Хотя и не было большого количества разной музыки – на радио, что постоянно слушали мои родители, крутили в основном танго, и уругвайскую фолк-музыку. Затем, став постарше, я начал слушать The Beatles и Doors. И подобные группы.

The AU Review: Кстати, по поводу Doors, сегодня я послушал Heritage и обнаружил огромное влияние групп 60-х и 70-х на звук альбома. Немного Doors, немного Uriah Heep, и еще чуток от Jethro Tull. Намеки на звук этих групп прослеживались и на других ваших альбомах, но почему вы решили сделать альбом с таким звучанием именно сейчас?

Окессон: Ну, мне кажется, мы всегда были окружены этой музыкой. Мы всегда слушали много рок-музыки из 70-х, и эти альбомы всегда были в наших коллекциях пластинок. Я думаю, что мы уже давно хотели поэкспериментировать с подобным звуком, что и сделали на этом альбоме.

The AU Review: Ты присоединился к Opeth двенадцать лет назад – что втянуло тебя в группу? И что заставило остаться в ней?

Окессон: Ну, я по-прежнему люблю играть музыку. Я думаю, что проблема с прошлыми участниками Opeth как раз заключалась в том, что им перестало нравиться то, чем они занимаются. Мне до сих пор нравится заниматься этим, поэтому я здесь. Я люблю играть. Мне кажется, для некоторых это становится сложным, так как подобный образ жизни – не для каждого. Гастроли – это действительно тяжело. Ведь иногда они длятся долго. Порой турне длится целый год, а затем ты записываешь новый альбом, и всё начинается заново. Для некоторых это становится одной из основных причин ухода, мне кажется.

Они просто хотят побыть дома. И я понимаю это.

The AU Review: Думал ли ты когда-нибудь, что если бы Opeth не была группой, гастролирующей по всему миру, вы не смогли бы сполна насладиться успехом?

Окессон: Да. Я имею ввиду, что постоянно выступая, мы поддерживаем свое существование как группа. Записывая альбом, или еще что-то, денег с этого ты не получаешь. Для нас чтобы выжить и существовать как группа, мы должны выступать.

Я думаю, мы радуем много людей, когда выступаем живьем. Мы делаем хорошее шоу, но мы не делаем из концерта большой спектакль, как делают некоторые группы. У нас нет на сцене бомб или огня, нет картинок и причудливой одежды. Мы просто выходим и играем.

The AU Review: Вы были в Австралии четыре раза за восемь лет, что довольно много, для группы, играющей метал. Собираетесь ли вы вернуться сюда еще вскоре?

Окессон: Ну да. Я не знаю. Никогда ничего не знаешь заранее, понимаешь.

The AU Review: Оформление Heritage весьма необычное для Opeth, немного напоминает масляную живопись – очень пасторальное, готическое и даже чем-то библейское. Как же вы пришли к такой концепции?

Окессон: По большей части это была идея Майка. Он грезил этим, в некотором роде… Ну и у нас есть парень, который всегда помогает в таких делах – это Трэвис Смит. Новая обложка гораздо сочнее в плане цветов, и она получилась весьма сильной. Мне нравится.

The AU Review: Журналисты и поклонники уже довольно долгое время называют Opeth прогрессив-дэт метал группой. Как бы ты описал музыку, которую вы играете? Если, конечно, ты хочешь ее как-то описать.

Окессон: Ну, это довольно сложный вопрос, знаешь. Я не знаю даже, как можно говорить об этом. Я имею ввиду, сегодня ведь очень много музыкальных журналистов. Я хочу сказать, что люди говорят, что мы играем дэт-метал, но мне самому кажется, что мы играем что-то от рока до хэви, просто в другом ключе, понимаешь?

В прошлом это был только хэви, а сейчас так много всего. И у каждой группы есть имя и название для стиля, в котором она играет. Всё это довольно сложно.

The AU Review: В прошлом Opeth действительно была дэт-метал группой, но сейчас вы и правда несколько отошли от исходного стиля.

Окессон: Ну да, это правда. Но тут дело не в том, что мы именно хотели отойти от дэт-метала или отвернуться от старых поклонников и всё в таком духе. Нет. Мы по-прежнему любим дэт, и, как правило, мы ему и отдаем предпочтение. Я хочу сказать, что метал – в наших душах, но мы играем и другую музыку. Мы пытаемся экспериментировать с другими стилями. И это естественно, но мы остались самими собой. Да, в новом альбоме нет гроула, но это не значит, что мы пытаемся отойти от метала, или что-то в этом роде. Было бы скучным записывать после Watershed другой метал-альбом. Для нас, по-крайней мере. Вот почему мы записали такой диск.

The AU Review: Многие поклонники Opeth с удовольствием занимаются коллекционированием ваших виниловых пластинок, специальных изданий и прочих подобных вещей. А сами вы коллекционеры? И не кажется ли тебе, что все эти ограниченные издания и прочий мерч – весьма циничный ход, как считают некоторые поклонники?

Окессон: Мы стараемся делать такую музыку, которые люди смогут слушать еще через 30, 40 или 50 лет. И единственный способ этого добиться – делать хорошую музыку. Вот что важно. Что касается изданий с ограниченным тиражом — я думаю, что это здорово. Это помогает поддерживать музыку живой. Сохранить ее. Микаэль большой любитель коллекционировать записи, и я думаю, это было его идеей.

The AU Review: По-поводу Микаэля. Создается впечатление, что он самый заметный и наиболее влиятельный участник группы. Поэтому у меня несколько вопросов – отражается ли это доминирование на процессе написания песен, и второй вопрос – чувствует ли остальная группа себя комфортно при этом?

Окессон: Микаэль – единственный человек, который остается в группе с самого начала, и он всегда писал песни. Но, тем не менее, написание песен – это открытая работа. Я хочу сказать, что это – его группа, и нам нравится играть эту музыку. Мы стараемся привнести в музыку всё, что можем и позволить ей звучать настолько хорошо, насколько это возможно.

The AU Review: С годами у вас завязалась тесная дружба с другими группами, как Porcupine Tree и Katatonia. И скоро у вас будет совместное турне, верно?

Окессон: Ага. Мы будем выступать вместе в сентябре. По штатам.

The AU Review: Как образовались ваши дружеские отношения? Влияете ли вы друг на друга? И какая она, эта дружба?

Окессон: Ну, мы большие друзья с Йонасом Ренксе (вокалистом Katatonia). Он живет рядом с нами. За углом от Микаэля. Я не думаю, что мы влияем друг на друга в музыкальном плане. Мы проводим очень много времени дома вместе, а также на фестивалях или в турне. У нас общая история, поэтому это обычные дружеские отношения.

The AU Review: Похоже, что в твоей манере игры на тебя большее влияние оказала музыка, на которой ты вырос или все же новая музыка? А может, что-то еще? Откуда ты черпаешь вдохновение? Как настраиваешься на нужную музыкальную волну?

Окессон: Мне кажется, тут много всего – начиная с того, что происходит вокруг тебя в данный момент, и заканчивая тем, что ты хочешь привнести в музыку. Другие люди могут подать тебе идеи, но музыка – это главное. Многое из того, что я слушаю, влияет на то, что я играю. Но люди вокруг тебя, различные ситуации… все это может оказать влияние на твою игру как в положительном, так и в отрицательном плане.

The AU Review: Мартин, мне было очень приятно пообщаться с тобой. Жалею удачи вам с альбомом и в турне.

Окессон: Спасибо, Том, береги себя.