Мартин Мендес (Martin Mendez) | Интервью

Мендес о игре на басу с Planet Bass

интервью opeth

Мартин Мендес (Martin Mendez) — басист Opeth, лидеров шведского прогрессивного дэт-металла. Они играют музыку, на которую невозможно навесить ярлык. На протяжении всей своей истории они развивали свои музыкальные формы, сметали все преграды и играли лишь то, что сами хотели слышать. Их любят как поклонники прогрессивного рока, так и металлисты. У них есть мелодика, мощь, музыкальные эксперименты, и они становятся сильнее с каждым годом. Мартин — часть двигателя Opeth.

Q: Что вдохновило тебя взять в руки бас-гитару? Каков был твой первый опыт игры?

ММ: Я начал играть, когда мне было 13 или 14 лет. Мой отец был басистом, но забросил это дело после моего рождения. У него был классный инструмент — копия модели Пола МакКартни — он лежал у него лет 15. Но когда я решил играть, мне непременно нужен был инструмент более мрачной наружности, чёрного цвета. В общем, я продал папину гитару за сотню баксов и купил бас Tenon — чёрный и мрачной наружности. Он был похож на гитару Тома Арайи (Tom Araya) из Slayer, и тогда в Уругвае обладать таким было очень круто. Я изначально хотел играть дэт-металл. Morbid Angel впечатляли меня всем — от музыки до их внешнего вида. Они были зловещими!

Q: Кто оказал на тебя наибольшее влияние, когда ты учился играть на басу? Чему ты научился?

ММ: Я был металлистом с того самого момента, когда заинтересовался музыкой. Группы вроде Metallica, Megadeth, Sepultura, Nuclear Assault помогли мне влиться в эту среду. Латиноамериканская музыка тоже оказала на меня значительное влияние. Спустя много лет я открыл для себя её удивительные ритмы. Я никогда не играл ничего подобного, но этим увлекались многие мои друзья и учителя. Вот тогда меня и затянула музыка. Таковы были мои впечатления в то время.

Q: Ты брал уроки игры на басу или ты самоучка?

ММ: Я учился игре первые 4 года, а потом продолжил развитие сам — с помощью разных видео и книг. Иногда я беру уроки, чтобы освежить в памяти некоторые упражнения, но в основном я просто практикуюсь часами, играю один.

Q: Каким был самый важный совет, который тебе дали?

ММ: Думаю, это был совет, который дал Майк, когда мы с Мартином начали играть в Opeth и были зациклены на технике исполнения. Он научил нас чувствовать музыку. Наверно, это самое важно, что я понял за всё время, что я играю музыку. Для меня открылся новый мир в музыке, и именно тогда в полной мере почувствовал себя музыкантом.

Q: Какой совет ты можешь дать молодым басистам?

ММ: Практиковаться и ещё раз практиковаться. Это самое важное — сидеть и играть часами. Также очень важно научиться играть в коллективе, вместе с остальными инструментами. Но сначала нужно найти свой стиль, а для этого нужно практиковаться.

Q: Когда ты определился с ответом на извечный для басистов вопрос: пальцы или медиатор?

ММ: Я всегда играл пальцами. Не знаю, почему так, но меня никогда не привлекала игра медиатором. Я чувствую себя более свободным, когда играю пальцами, у меня больше возможностей. К тому же, мне просто не нравится звук, который получается в результате использования медиатора.

Q: Ты играешь на 4-, 5- или 6-струнных басах? С ладами или без них?

ММ: В основном, на 4-струнных. Они наиболее подходят к моему стилю игры. Я иногда использую 5-струнные, когда это нужно для достижения определенного звука, но всё-таки предпочитаю 4-струнные. Я люблю безладовые басы. У меня есть три таких инструмента, и они звучат очень красиво, по-моему.

Q: Как ты можешь охарактеризовать свой стиль игры?

ММ: Не знаю, если честно. Я люблю играть самую разную музыку, поэтому мне трудно дать определение своему стилю. Люблю всякое сумасшедшее дерьмо, техничное, но всегда качающее. Моя игра в Opeth не в полной мере отражает мой стиль, потому что я адаптирую свой стиль под музыку Opeth.

Q: Работал ли ты ещё с кем? Как ты менял свой стиль в зависимости от музыки, которую играл?

ММ: Я играл разную музыку. У меня никогда не было проблем с адаптацией своей стиля под других музыкантов. Я играл техничный прог-металл, играл южноамериканскую музыку, кандомбе, боссанову, рок и блюз. Для басиста очень важным является игра с ударником, а я всегда играл с одним и тем же. Мы с Лопесом играли играли вместе с самого начала. Я пробовал играть с другими барабанщиками, но мне было не очень удобно. Мы с ним знаем друг друга очень хорошо, поэтому нам легко играть вместе.

Q: Кто из басистов оказал на тебя наибольшее влияние?

ММ: Наибольшее — Жако Пасториус (Jaco Pastorius). У него было чувство, грув, каких не было ни у кого. Я учился на его записях всё время. В каждой из них я нахожу столько идей, сколько не было ни у кого другого.

Q: Разминаешься ли ты перед концертами? Если да, то как?

ММ: Не всегда, хотя надо бы. Часто бывает, что я сплю перед концертом, и меня будят за полчаса до выхода на сцену — всю первую песню чувствую себя немного сонным. Но, безусловно, с разминкой концерты играть гораздо легче.

Q: У вас есть какие-то ритуалы, которые вы совершаете перед выходом на сцену?

ММ: Нет, мы просто пожимаем друг другу руки и стараемся взбодриться до конца интро.

Q: О чём ты думаешь во время выступления?

ММ: Воды!

Q: Ты когда-нибудь играл в состоянии алкогольного или наркотического опьянения?

ММ: Я не могу играть, когда я пьяный. Это было бы очень плохое выступление, если бы я вышел на сцену выпившим. Зато курение никак не вредит моей игре.

Q: Происходило ли с тобой на сцене что-то очень неприятное?

ММ: У меня как-то лопнули сразу две струны в первом же риффе первой же песни. Это был единственный раз, когда я вышел на сцену чуть выпившим. Это был последний концерт турне, так что все мы были поддатыми. Я так и не понял, почему они порвались.

Q: Происходило ли с тобой что-то неприятное в студии?

ММ: Ну, процесс записи последних двух альбомов был сплошной неприятностью. Мы приступили к записи, когда у нас ещё не было целых песен — только отдельные риффы. Это был полный хаос. У нас было множество технических проблем, я даже не смогу вспомнить все.

Q: Чем ты гордишься больше всего как музыкант?

ММ: Я наслаждаюсь почти каждым концертом, но на одном выступлении в Барселоне был мой отец — он впервые посетил мой концерт. Мне было очень приятно играть перед ним, я горжусь этим.

Q: Что тебя больше всего впечатлило в турне?

ММ: Кажется, это был первый наш тур, мы играли в Штатах с Nevermore. Всё было просто нереально — играть перед такими толпами народу. Это замечательное чувство, оно сохраняется у меня до сих пор. Но первый раз всегда самый впечатляющий.

Q: А самое худшее впечатление?

ММ: Когда у нас было небольшое турне по Великобритании, у меня на жопе вылезла какая-то жуткая болячка, которая постоянно болела.

Q: Какими инструментами и оборудованием ты пользуешься?

ММ: Я играю на бас-гитарах Fender Jazz Bass — в основном, на именной модели Маркуса Миллера (Marcus Miller). По части усилителей у меня контракт с Laney, но иногда я пользуюсь Ampeg. В студии же мы используем разные усилители.

Q: Тебе легко играется на разной аппаратуре или ты предпочитаешь использовать одну и ту же?

ММ: Я предпочитаю использовать привычное оборудование, но могу спокойно играть на любом.

Q: Какую аппаратуру ты бы посоветовал молодым басистам?

ММ: Классический Ampeg. Он прост в обращении и звучит отлично.

Q: Ты читаешь ноты?

ММ: Да, я играл с листа, когда учился, но мне ни разу не приходилось пользоваться нотами, когда я играл в группах.

Q: Ты играешь на каких-нибудь других инструментах?

ММ: Я умею играть на гитаре. Я никогда не занимался этим профессионально, просто гитара ближе всего к басу.

Q: Ты сочиняешь песни? Если да, то на гитаре или на басу?

ММ: Да, причем, как на гитаре, так и на басу.

Q: Ты играл чьи-нибудь кавер-версии? Если да, то разучивал ли ты оригиналы с точностью до ноты или же импровизировал?

ММ: Мы играли Soldier of Fortune несколько раз. По-моему, не стоит наизусть разучивать песню, чтобы её сыграть. Я предпочитаю играть по-своему.

Q: Ты поёшь? Важно ли пение, по-твоему?

ММ: Нет, я не умею петь. Я стоял у микрофона в одной блэк-металлической группе, но это был скриминг, а не пение. Я думаю, что вокал — один из важнейших инструментов в группе.

Q: В какой песне наиболее полно представлен твой стиль игры?

ММ: Трудно назвать одну песню. Есть много частей из разных песен. Но если выбирать одну, то, пожалуй, это Deliverance.

Q: Чем вы занимаетесь сейчас?

ММ: Ну, последние 15 месяцев мы были на гастролях. Последнее турне состояло из 6 концертов в Австралии.

Q: Можешь посоветовать какие-нибудь интересные интернет-сайты?

ММ: Зайдите на www.katatonia.com, ха-ха.

Источники: