Микаэль Окерфельдт (Mikael Akerfeldt) | Интервью

Окерфельдт подробно о песнях Watershed

интервью opeth

Об альбоме Watershed

Привет, я Майк из Opeth. Мы — шведская металл-группа. Я вам немного расскажу о нашем новом альбоме, который называется Watershed. Мы очень довольны им. Это наш первый альбом с Фредриком, нашим новым гитаристом, и с Аксом, нашим ударником. Расскажу-ка я вам сначала о том, как мы писали песни для этого альбома. Я написал все песни у себя дома в течение года. Мы вернулись из турне Ghost Reveries в декабре 2006-го, и я практически сразу начал сочинять песни. Мы арендовали студию с 1 ноября 2007-го, так что альбом был написан в период с декабря 2006-го до ноября 2007-го. У меня дома есть небольшая студия. Я просто купил программу "ProTools" — очень удобная и простая в обращении штука. Она очень помогла мне создавать песни. Я полностью записал демо-версии всех песен и сразу выстроил их в том порядке, в котором они потом вошли на альбом. Я каждый день совершал длинные прогулки и слушал в плеере эти песни. Я понял, что они действительно очень хороши. Я также написал одну песню с Фредриком, она называется Porcelain Heart. Ещё одну песню я написал с Пером, но она будет доступна только в специальном издании альбома. Песня называется Derelict Herds — тоже чудная вещь. Но остальные песни я сочинил в своей домашней студии — я называю её Junkmail Studios.

О текстах песен

Стихи я написал достаточно быстро. Раньше я всегда писал тексты песен нехотя, старался просто создать нечто крутое, значащее что-то важное для меня. В этот раз мне самому очень хотелось написать стихи — я такого не чувствовал никогда прежде. С момента выхода предыдущего альбома в моей жизни произошло очень много всего, и всё это (в основном, разные неприятные воспоминания, негатив) вдохновляло меня на сочинение стихов. Я делал кое-какие наброски ещё в турне, но полностью стихи для "Watershed" я написал в течение одной ночи в студии. Просто сел, начал писать, и к утру у меня были готовые тексты. Они для меня очень личные, я не хочу их обсуждать, если честно. Пусть люди сами думают… на первый взгляд, они мало отличаются от того, что я писал раньше, но на самом деле они значат для меня гораздо больше, чем стихи с предыдущих наших альбомов. Так что я пока не буду рассказывать о них, подожду немного. Вряд ли вы расслышите, что именно я пою, а в буклете, кстати, текстов песен не будет.

О записи альбома

Запись альбома проходила очень хорошо. Нам никогда не было так приятно работать. Раньше мы постоянно напрягались, ссорились с ребятами из студии, курили, напивались, спали в рабочее время. Мы вели себя как дети всё это время, и только сейчас превратились в настоящую профессиональную группу. Мы решили хорошо подготовиться к записи: все песни были написаны полностью, мы репетировали их почти пять недель, каждый прекрасно знал свои партии. Йенс Богрен (Jens Bogren), наш звукоинженер, составил для нас специальное расписание. Например, пять дней мы записывали ударные… в "Fascination Street" две студии — мы арендовали обе, так что могли параллельно работать над несколькими партиями. Когда мы заканчивали с ударными, Мендес начинал записывать свои партии, а в это время мы с Фредриком приступали к ритм-гитарам. В общем, это была очень спокойная, аккуратная работа. Впервые мы записывали альбом в такой обстановке, и в результате мы все остались чертовски довольны. Мы вставали в восемь утра, завтракали и начинали работу. Потом был перерыв на обед и снова работа. В семь вечера заканчивали работать и до полуночи ложились спать. Конечно, это не похоже на стиль жизни Motley Crue, но для нас это оказалось очень хорошо. В итоге получился хороший альбом.

Об оформлении диска

Оформлением упаковки диска опять занимался Трэвис Смит (Travis Smith), с которым мы работаем со времён альбом Still Life — уже почти десять лет. Он один из лучших, по-моему. Наш близкий друг, нам с ним легко работать. Я просто подал ему пару идей, выслал некоторые стихи и позволил ему делать всё, что он захочет. Обычно, у меня всегда есть какие-то идеи на этот счёт — в этот раз я хотел, чтобы он изобразил абсолютное одиночество. Эта концепция настолько мрачна, что кому-то это может показаться смешным, если вы понимаете, о чём я. В целом буклет диска выглядит очень мрачно и безысходно. Но он очень красив. Там много скрытых смыслов, деталей, которые, может, никто никогда не поймёт. Мы с Трэвисом придумали всё это — я люблю подобного рода загадки. Альбом выйдет в двух изданиях. Хотя, у нас есть ещё виниловое издание и ещё кое-что, так что получается четыре издания. В обычном издании один буклет, а в специальном буклет расширенный. К тому же, там такой специальный конверт с имитацией сургучной печати — это классно. Думаю, это одно из лучших наших оформлений.

О новичках в группе

Вы, наверно, знаете, что у нас в группе появились новые ребята, свежая кровь. Петер ушёл в прошлом году, Лопес ушёл в 2006-ом. Я ненавижу смены состава, но понимаю, что продолжительность пребывания человека в группе не гарантирует, что он тебе идеально подходит. Ведь люди меняются — даже лучшие друзья могут измениться. А ты по-прежнему хочешь быть музыкантом. Петер выбрал другую карьеру. Мне жаль, я не люблю смены состава, но в таких вещах нужно видеть положительные стороны. Каждый раз, когда из группы кто-то уходил, мы пользовались этим, чтобы сделать группу ещё лучше. И этот случай — не исключение. Я доволен всем, что мы сделали с Петером и Лопесом: альбомы, турне, отличные времена, — но сейчас мы более сильная группа. Это факт, по-другому и быть не могло. Я не мог заменить их кем попало, а потом сокрушаться, что раньше группа была лучше. Я должен был удостовериться, что эти ребята действительно позволят группе развиваться — так и вышло. У нас теперь обалденный барабанщик Мартин Аксенрот, или просто Акс, как мы его называем… или Эрик — так мы его называем, когда он пьян. Очень весёлый парень! Если вы встречались с ним, вы поймёте, о чём я. Очень оригинальный человек, изумительный ударник — один из самых цельных музыкантов, что я слышал, самых разнообразных. Играть с ним — одно удовольствие. Говоря откровенно, если бы не Акс, то группы уже могло не существовать. Он спас группу. А Фредрик Окессон — наш новый гитарист. Это один из парней, которых я давно приметил — он ведь чертовски сексуальный, ха-ха! Я давно положил на него глаз, потому что он великолепный гитарист. Он вышел из среды членорока — он начинал в Talisman, такой известной мелодик-роковой группе. Их вокалист и басист прежде играли у Ингви — Ингви Мальмстина (Yngwie Malmsteen). Вообще-то Фредрик шреддер — такой скоростной гитарист, обожает классических гитаристов металла вроде Майкла Шенкера (Michael Schenker), Ули Рота (Uli Roth). И Ингви, конечно же! Но он композитор, настоящий музыкант. Он с девятого класса всё своё время посвящал гитаре. Это один из старомодных гитаристов, которые обожают гитару, не могут и дня прожить без неё. Я вот могу две недели не брать гитару в руки, а он не такой, ему необходимо играть каждый день. Отличный парень, обалденный гитарист. Мы уже были с ним знакомы — у нас было турне с Arch Enemy, где он играл полтора года. Его уволили из Arch Enemy тогда же, когда ушёл Петер. Просто идеально. Я сразу позвонил ему, предложил работу, и он согласился. Как я и сказал, всё это помогло нашему развитию, сделало группу лучше. Он замечательный гитарист. К тому же, он очень помог мне. Раньше мы с Петером оба были солирующими гитаристами — я всегда любил солировать, но Фредрик… он настоящий, классический соло-гитарист. Во всех отношениях прекрасный музыкант, прекрасный гитарист, прекрасный парень. Он был нашим другом, так что ему было легко стать частью группы. Вы можете плохо относиться к нашим новичкам только потому, что они новички, но вы должны дать им шанс — они действительно классные.

О гастролях

У нас есть планы, разумеется. Мы будем очень много гастролировать, турне начинается уже через пару дней. У нас будет тур по Великобритании через пару дней. И мы собираемся объездить весь мир. У нас запланировано турне с Dream Theater по США. Всё лето будем играть на фестивалях. Осенью будет европейский тур, мы ещё заедем в Австралию и Японию… кажется, в августе. Потом у нас будет свой большой тур по Штатам в сентябре. Надеюсь, доберёмся, наконец, до Южной Америки, выступим в Греции, Турции. Везде успеем сыграть. У нас всё расписано до конца года, хотя сейчас только апрель. Уверен, мы также будем гастролировать и весь 2009-й год. Наверно, мы успеем вам надоесть, но мы всё равно будем много выступать. Я не помню… моя жена хорошо помнит, когда и где мы будем играть, а сам я путаюсь в этих датах.

О песне Coil

Я расскажу вам о каждой песне с альбома Watershed. Начну с первой песни, она называется Coil. Я её написал одной из первых. У меня был куплет и припев, которые звучали очень мило. Мне это нравилось, но я не доделывал песню, потому что не знал, как её можно будет использовать. А потом я услышал голос Натали — Натали Лорихс (Nathalie Lorichs), девушки нашего ударника Акса. Молодая девушка — ей всего 21 год — очень талантливая, на мой взгляд. Её голос звучит… я не думал, что так может петь 21-летняя девушка. Она любит классический рок, группы вроде Deep Purple — меня это поразило. Её голос звучит очень приятно, она поёт так, будто её действительно переполняют чувства, будто то, о чём она поёт, действительно произошло. В общем, мне очень понравился её голос. Они дали мне послушать демо-запись — у неё с Аксом и ещё парой парней есть своя группа. Я послушал пару песен и просто влюбился в её голос. Я вспомнил о той песне, что у меня была, и предложил ей приехать ко мне домой и записать демо-версию этой песни. Мы записали её, и это было просто волшебно. Я думал, что расплачусь, когда услышал её. В общем, потом мы позвали её в студию, чтобы сделать профессиональную запись, и в этот раз тоже всё вышло прекрасно. У неё своя карьера, хотя мы и помогли ей немного раскрутиться. Но она спела у нас только потому, что её голос действительно подходит к этой песне. Красивая бардовская баллада — необычный выбор для первой песни на металл-альбоме.

О песне Heir Apparent

Эта песня называется Heir Apparent — некоторые говорят, что я содрал это название у группы Heir Apparent. Это неправда, я об этой группе не знал. Я содрал это у другой группы — она называлась Eire Apparent. Не знаю, как это правильно произносится, но это неважно. У них был альбом Sunrise, его продюсировал Джими Хендрикс (Jimi Hendrix) — это старая запись. Я её, кажется, даже не слышал. Но мне понравилась сама идея, я использовал её в тексте песни. Это была первая тяжёлая песня, которую я написал. Обычно, когда я пишу новый материал, я стараюсь сделать его как можно мощнее, чтобы все понимали, насколько мы крутые. В общем, это одна из тяжёлых вещей на альбоме. Думаю, она больше всего связана с предыдущим альбомом, Ghost Reveries. Классная песня, но очень техничная — её трудно играть. И брутальная. Настоящая дэт-металлическая песня, вот и всё.

О песне The Lotus Eater

Следующая песня называется The Lotus Eater, и это моя любимая песня, потому что она просто ебанутая. Люблю ебанутые вещи. Там много всего, в том числе и бласт-бит, который мы раньше никогда не использовали. А поверх бласт-бита там чистый вокал — многие сочли, что это звучит странно. А по-моему, вышло хорошо. Да, в песне много разных тем. Думаю, её невозможно назвать скучной, потому что там постоянно что-то меняется. Вам надо её послушать, чтобы понять, о чём я. Да, она ебанутая.

О песне Burden

Следующая песня называется Burden. Это довольно простая баллада, я придумал её, когда слушал Scorpions. Я большой поклонник Scorpions и мощных баллад, которые они писали в середине 70-ых. Я хотел записать такую песню. Это не самая оригинальная из моих песен, но одна из лучших, по-моему. Там очень сильная вокальная линия, сильная мелодия, очень красивые гитарные соло в конце и обалденное, просто изумительное соло Пера на Хаммонде. Вокал тоже хороший — такой хрипловатый, в духе старпёрского рока. Да, отличная песня, я очень ей доволен. Она звучит профессионально. Там ещё забавный конец, где гитара расстраивается. Это была моя идея — я попросил Фредрика крутить колки на моей гитаре, пока я играл. Звучит дерьмово, но в этом и была задумка — закончить эту красивую песню таким дерьмовым звуком.

О песне Porcelain Heart

Следующая песня называется Porcelain Heart — я написал её с Фредриком. Он играл мне кучу разных риффов по телефону, и большинство из них были классные. Вообще-то мы сочинили вместе две песни — вторую просто не закончили. Посмотрим, что с ней будет. Но что касается этой… он сыграл мне несколько риффов и в конце предложил ещё один со словами: «Ну, этот уже совсем никакущий». Он сыграл его и я подумал: «Ого, это классно». Он сказал, что это рифф в стиле саббатовского альбома Born Again — по-моему, это шикарный альбом. В общем, так он меня заинтересовал. Очень мрачный рифф, он стал основой всей песни. Мы поставили его в самое начало и написали целую песню. Потом он уехал домой, а я послушал её и решил, что получилось так себе. Мы переделали всю песню, кроме этого первого риффа. У остальной части было не то настроение. Не спрашивайте, как я это почувствовал — просто почувствовал и всё. Потом мы её опять переписали заново и, наконец, сделали третий вариант, который и попал на альбом. Очень, очень хорошая песня — наверно, самая душевная на альбоме. И это первый сингл. Мне плевать, Opeth — это не хит-группа. Но нас попросили выпустить сингл, так что мы сейчас делаем урезанную версию этой песни. Извините за это! Это для того, чтобы люди захотели послушать альбом. Это что-то типа рекламы альбома. И идите на хуй, если вы считаете нас продажными. Это очень, очень хорошая песня — одна из самых простых для исполнения, если честно. На лейбле нам предложили выпустить на сингле именно её — мы готовы были дать им любую песню для этого. Мы сняли видеоклип на эту песню с Ласе Хойлом (Lasse Hoile)… Ойлом… Хойлом… в общем, не знаю, как это правильно звучит. Он датчанин, работал с Porcupine Tree. Классная песня. Такая среднетемповая эпическая вещь, мне она нравится.

О песне Hessian Peel

Следующая песня называется Hessian Peel — многие спрашивают меня, что это значит, но я не скажу. Это самая длинная вещь на альбоме — думаю, многие должны её полюбить, такая старая добрая песня Opeth… эй, тут кто-то на крыше ходит! Дети? Дети на крыше. Пьяные дети, ха-ха! Это эпическая песня, она идёт 11 или 12 минут. Можно сказать, что в ней несколько частей. Первая часть такая спокойная… но там всё равно есть что-то тревожное. Даже спокойные моменты звучат жутковато. Но первую часть я люблю больше всего. Мне нравится вокал, у меня неплохо получилось. И смычковые… кстати, всё, что вы слышите на альбоме: смычковые, флейты, гобой, английский рожок, церковный орган, виолончель — это всё живые инструменты, а не синтезатор. Мы специально пригласили музыкантов для записи этих вещей. В этой песне классно звучат смычковые — такая простая мелодия, немного похоже на The Cure, кстати. Вторая часть песни более тяжёлая, дэт-металлическая. Техничные риффы, соло Фредрика в духе Ки Марселло (Kee Marcello). Я ему говорю: "Сыграй, как Ки Марселло", а он: "Думаешь, стоит?" — "Да". Это классная песня. Да, думаю, у наших поклонников она будет одной из любимых.

О песне Hex Omega

Последняя песня называется Hex Omega. Это одна из песен, которые сразу не поймёшь. Трудно проникнуться ей. Но это один из самых сильных номеров… мне приходится хвастаться, ведь я говорю о своём альбоме, ха-ха! Но это сильная вещь. Я её как-то дал послушать по телефону Девину Таунсенду (Devin Townsend) — он немного помолчал, а потом сказал, что это лучшая песня из всех, что я написал. И я подумал: «Хм… спасибо». Она мне очень нравится, я доволен вокалом… Стивену Уилсону она тоже очень понравилась. Он сказал: «Гениальный момент? Вот эта песня». Да, она классная. Тяжёлая, но не быстрая, с некоторыми фолк-роковыми моментами. Я опять вдохновлялся шведской фолк-музыкой, как в самом начале. Пара моментов на альбоме вдохновлена одним из лучших альбомов Швеции — "Jazz på Svenska" Яна Йоханссона (Jan Johansson), отца Йенса (Jens) из Stratovarius и Андерса (Anders) из Hammerfall. По-моему, это один из лучших альбомов в мире. Он дал мне много вдохновения. Думаю, это отличная песня для завершения альбома. Когда альбом закончится, вы, наверно… ну, я надеюсь, вы подумаете "Вот это да…" и захотите послушать ещё раз. По-моему, эта песня как раз даёт такой эффект. В общем, вот, это последняя песня на альбоме. Если вы ещё не слушали этот альбом, наденьте наушники, налейте себе выпить и послушайте. Благодарю за внимание!

 

Источники: