Интервью
2009/05/27: Express Night Out — Окерфельдт
После около 20-ти лет существования, Opeth все еще могут заявлять, что никогда не слышали заявлений типа:
«Уууу ребята, мммм даааааа, я не знаю подходит ли это фанковое хроматическое клавишное соло в середине “смертельно вкусного” во всем остальном ‘Lotus Eater’.»
“Мне никогда не говорили ничего подобного”, - смеется Микаэль Окерфельдт, человек, за которым стоит все это сочетание прог-рока, фолк музыки и Шведского Дэт Метала. “Никто из менеджеров звукозаписывающей компании никогда не говорил нам :’ Ребята, я не слышу сингла’.”. Думаю, что люди из лейблов, как персональные любители музыки, пресыщены метал-сценой так же, как и многие другие фаны. Вполне возможно, что они хотят взволновать себя фанковой партией в середине десятиминутной дет-метальной песни…. Когда Roadrunner услышали ['The Lotus Eater'], они сказали: “Это реально круто.” Но лейбл никогда не советовал нам… . К тому же, мы существуем уже около 20 лет, так почему мы именно сейчас должны принимать чьи-либо советы?”.
Opeth не должны делать ничего подобного, и именно поэтому они способны создавать лабиринтообразные песни вроде "The Lotus Eater" из его величества, вездесущего Watershed 2008 года. Это ошеломительно многообразный альбом, почти лишающий рассудка, но в то же время он преподносит места, погружающие в полную концентрацию, и именно сильное несоизмеримое мастерство альбома приковывает внимание ушей, а не его бесконечные виражи.
Окерфельдт поведал Express о влиянии Dream Theater на Opeth, о концептуальных альбомах и о том, похож ли на него герой из “Metalocalypse”, а также о самоубийстве его бывшей девушки, которое послужило вдохновением к трем печальным трекам в “Watershed”.
Express: В последний раз, когда вы играли в Округе Коламбия, вы открывали шоу для Dream Theater. Оказывали ли они когда-либо влияние на Opeth?
Микаель: Мы начали с дэт-метала, а потом перешли к гибриду всякой всячины. Они никогда не были экстремалами, и у нас совершенно разная основа. Но они очень повлияли на меня в свои ранние годы. В общем-то я искал новую и современную группу, играющую как-то более замысловато, и в те годы таких коллективов было немного. Я, в основном, слушал старые группы, такие как Yes, Genesis и King Crimson, и вот однажды я открыл для себя Dream Theater, и это стало для меня откровением, потому что они синтезировали метал с влиянием 70-х. Таким образом справедливо сказать, что они оказали достаточно большое влияние в ранние годы.
Express: Слышал, вы говорили, что Watershed не является концептуальным альбомом. Но если бы я этого не слышал, то я был бы убежден, что он является таковым.
Микаель: Он имеет определенную струю концептуальности. С одной стороны он концептуален, с другой – нет. Стихи в нем – о пережитых мною временах, и о том, как я изменился, с тех пор как стал папой. Это полностью преобразило меня, как будто у меня появилась новая пара глаз. Но это не вымышленная история, как в обычных концептуальных альбомах. Речь идет не о вымышленном герое.
Пока не станешь отцом, никогда не поймешь, как это изменит тебя. Все, у кого есть дети, подтверждали то же самое в разговорах со мной. Открывается новое эмоциональное пространство, о существовании которого ты и не подозревал раньше, и вдруг ты уже плачешь, сидя перед телевизором, о вещах, происходящих в мире. (Смеется)
Express: Некоторые из песен, в которых упоминаются дети, довольно “темные”. Ты таким образом выражаешь свой страх за них?
Микаель: В какой-то мере это так, но некоторые песни, о которых ты говоришь – например Hessian Peel, Hex Omega – получили вдохновение от моей бывшей девушки, которая совершила самоубийство в то время, как я был в студии…. У нее был сын, сверстник моей дочери. Все это явилось огромным источником вдохновения для меня, и в итоге получились три песни.
Express: Ее семья знает, что ты написал эти песни о ней?
Микаель: Я никогда не говорил об этом, если быть откровенным. Я никогда не упоминал об этом в интервью. Мы больше не общались. Мы были вместе пару месяцев, но я всегда был в курсе ее дел, узнал, что она стала матерью. Когда мы встречались, у нее всегда были очень глубокие проблемы. Думаю, что она сидела на литии, и она постоянно была в депрессии, все время… Я всегда знал, что с ней происходит, потому что наши матери дружили – работали в одном месте. И никогда не было хороших новостей… Но когда я узнал, что у нее появился малыш, я был по-настоящему счастлив и надеялся, что она соберет всю свою волю если не для себя, то для ребенка. О дальнейшем вы уже знаете, она мертва. Она была очень сложным человеком.
Express: Насколько большая часть Watershed была написана во время твоего пребывания в студии?
Микаель: Мы сделали несколько альбомов ["Deliverance" и "Damnation - 2002] в таких условиях, что мы просто напросто приходили в студию ни с чем и писали все прямо на месте. Но я пришел к выводам, что это было для меня слишком непосильной работой, и я заболел морально и физически, практикуя подобный подход. Эти два альбома почти убили группу, но, откровенно говоря, нам посчастливилось сделать несколько крутых песен… Я думал, что это было клевой идеей (записать два альбома в один присест), перед тем как мы начали, но после всего этого у меня был настрой “ни за что и никогда больше”. Таким образом, последние два альбом я писал в основном дома. Странно, что моя идея для следующего альбома – сделать Mastodon-образный проект, абсолютно непропорциональный тройной альбом (смеется). Я не знаю, почему. Хочу эпический альбом.
Express: Но ведь ты еще не начал его писать?
Микаель: Я один из тех ребят, которые не могут писать в дороге. Мы гастролируем уже в течение года и будем гастролировать до начала следующего, и затем мы сделаем перерыв, и я начну писать. Но у меня уже чешутся руки написать что-нибудь. Если у меня возникнет идея, то я запишу ее на мой сотовый телефон, но обычно у меня нет вдохновения во время тура. Это абсолютно нетворческий образ жизни.
Express: Ну и наконец, смотрел ли ты уже “Metalocalypse”, и согласен ли ты, что герой Toki Wartooth построен на твоем образе?
Микаель: Я смотрел его. Я не думаю, что он хоть как-то похож на меня, но именно это утверждают участники многих групп. Я не знал ни об этом мультфильме, ни о группе, ни о чем, как вдруг я получаю сообщение через MySpace от кого-то с именем Toki Wartooth, и все это выглядело как нечто официальное. Но он писал на каком-то странном языке подобном симбиозу английского и немецкого, все было попутано. Я все думал: “Что, черт возьми, не так с этим парнем?”. Я все спрашивал: “Кто это?” А она все отвечал: “Это Токи, это Токи!”. Я никогда не знал, кто это мне пишет на мыло. Он просто старался все время походить на этого героя. В конце концов я сказал ему: ”Я слышал, что ты – это я”. И этот парень ответил: “Да”. Я не уверен полностью, но думаю именно так он сказал мне. И вот я посмотрел его. Я получил ДВД от фана. Но я не думаю, что он похож на меня. Его усы не похожи на мои… Я думаю, это было довольно прикольно, хотя я и не посмотрел все полностью. Но если и вправду мой образ взят за основу для этого парня, я весьма польщен.
Интервью перевел Шамиль Усаров
Мы в соцсетях