Нетрудно догадаться, что каждый из нас четверых считает запись Deliverance и Damnation самым тяжелым испытанием в истории Opeth. Мы закончили всю студийную работу в начале 2002-го. Мы договорились с Энди Снипом (Andy Sneap), и он занялся сведением и мастерингом записей у себя в Backstage Productions. Нам с Петером пришлось ехать туда буквально через пару дней после выхода из студии. Я помню, что по приезду я отдал Энди жесткий диск со всеми исходниками, сказал «Своди это!» и завалился спать. Мы все были измучены, но я был просто ходячим трупом — я работал 24 часа в сутки, 7 дней в неделю. У остальных хотя бы было время отдохнуть, съездить домой. Снип занялся своим делом и, как всегда, справился с ним великолепно. В буклете диска он записан в числе спасителей пластинки, потому что он смог сделать из ужасно, неорганизованно записанного Deliverance настоящую конфетку. Многие звуки были записаны очень грязно, а некоторые инструменты, как, например, хай-хэт, вообще не записывались отдельным микрофоном.

Ему пришлось вычленять эти звуки из записей с верхних микрофонов. Он сделал с записями такое, о чем мы даже догадываться не могли. Да я и не хочу знать об этом, потому что в итоге всё вышло просто потрясающе, и я не желаю больше вспоминать этот ужасный период.

Music for Nations уже не терпелось начать раскручивать новый альбом, так что они пригласили нескольких журналистов для прослушивания рабочих вариантов нескольких песен, а нас вызвали для фотосессии в Рипли, что неподалеку от Ноттингема. Поскольку на месте были только мы с Петером, фото всей группы сделать они не могли. Нам сказали, что эти фото будут использованы только в различных гитарных журналах. Разумеется, потом эти фото появились повсюду, а совсем не только в журналах для гитаристов. Неприятно вышло… как бы то ни было, Opeth — это не дуэт! В общем, мы вернулись с этой фотосессии, и журналистов уже собрали для прослушивания записей. Где-то в середине этого мероприятия мне позвонила сестра и сказала, что нашу бабушку сбила машина и она при смерти.

Я был шокирован, не знал что сказать, да и не понимал ничего толком. Я вышел "покурить", но на самом деле просто расплакался. Я пытался взять себя в руки и вернуться в зал, но, знаете, в тот момент об Opeth я думать просто не мог. На следующий день, рано утром, моя сестра позвонила снова и сообщила, что бабушка умерла. Она была для меня очень близким человеком — в конце концов, именно она была причастна к тому, что я взял в руки гитару. Поэтому я посвятил Deliverance и Damnation её памяти.

По возвращении домой мы отыграли один концерт в Стокгольме. Было тяжело, потому что мне тогда хотелось уединиться, отдохнуть, не думать о музыке. В тот же день у нас была запланирована фотосессия. Я повез группу и фотографа Мика Хатсона (Mick Hutson) в Сорксоген — место, где прошло мое детство. Там мы и сделали нормальные промо-снимки — те самые, где я одет в коричневый кардиган (ну и засмеяли же меня потом с этим кардиганом!). Вечером был концерт, хороший концерт… публика просила новых песен, но так и не получила их.

Спустя пару недель я снова вылетел в Великобританию, чтобы закончить запись вокала для Damnation. Думаю, эти студийные сессии позволили мне взглянуть на Damnation совсем иными глазами, нежели на Deliverance. Отлично позависал со Стивеном Уилсоном и записал, в конце концов, вокальные партии. Моя гостиница находилась в самом центре Лондона, так что Стив каждый день сам возил меня в свою студию, которая располагалась в доме его родителей. Легендарная студия "No Mans Land" — это всего лишь крохотная комната размером с гардероб, которая находится рядом с туалетом. Как бы то ни было, всё прошло без проблем, а альбом превзошел мои самые смелые ожидания.

В последний день этих сессий ко мне приехал Петер, так как нам нужно было поучаствовать в рекламных акциях. Никогда не забуду выражение его лица, когда он впервые послушал альбом целиком… изумительно! Мы провели в Лондоне ещё 10 дней, а затем посетили Германию и Францию, где у нас было запланировано несколько интервью. После этих скитаний было чертовски приятно вернуться домой. Ненадолго. Я жутко заболел… у меня кружилась голова, расстроилось пищеварение, появилась слабость и все такое прочее. Доктор осмотрел меня, но не нашел ничего конкретного, так что, полагаю, болезнь была результатом нервного перенапряжения, тяжелой работы и всех этих неприятных событий. Я проболел пару месяцев, и пришло время для первых концертов в поддержу новых альбомов. Важное дело! Я готов был отменить первые два концерта, потому что слишком плохо себя чувствовал, но меня всё-таки уговорили отыграть их.

Это были выступления в Лондоне и в Афинах, и я, скажу вам, совершенно не жалею, что решился выйти тогда на сцену. Мы звучали настолько слаженно и четко, что эти концерты подействовали на меня как лекарство. Несмотря на все стрессы, которые я переживаю в турне, каждый концерт всё равно оказывает на меня благотворное воздействие. После выступления я чувствую себя на все сто!

В том году мы отыграли более 150 концертов, может, даже ближе к 200. Страшная вещь! Люди могут не любить нас, но мы заслуживаем уважения за свою преданность работе. Мы начали турне с США и Канады. Это был отличный тур! Нас разогревали сами Paradise Lost — мы были чертовски горды этим! Эти парни необыкновенны! По-моему, Ник Холмс (Nick Holmes) — один из самых веселых мужиков из всех, кого я когда-либо знал. Вряд ли я когда-нибудь ржал так же много, как в том турне. Также во время этих гастролей я впервые стал крестным отцом — у моего лучшего друга Йонаса из Katatoina родилась дочь.

Публика отлично принимала новые песни. Мы очень беспокоились по поводу A Fair Judgement, так как считали, что она не очень подходит для концертного исполнения, но реакция публики убедила нас в СОВЕРШЕННО обратном. Мы играли её почти на всех концертах турне в поддержку Deliverance. В целом концерты были очень классными, насколько я помню. Что ж, огромное спасибо всем нашим североамериканским поклонникам за то, что дали нам повод приехать к ним ещё раз! Салют!

После этого тура у нас было два дня отдыха перед концертом в Париже, которые открывал европейское турне… два дня отдыха!!! Дикость! Меня мучил жуткий насморк с самого первого дня в туровом автобусе и на протяжении всех шести недель гастролей. От меня и другие заразились потом. Разогревающая группа Madder Mortem была выбрана мной лично, так как мне очень нравилась их музыка. Джим из Nevermore познакомил меня с ними ещё в 2001-м, когда мы гастролировали вместе по Штатам. Прекрасные парни с девчонкой, чудесная группа! К сожалению, я мало что помню из того турне, потому что наш сраный автобус постоянно ломался и там не было отопления. Мне приходилось спать во всей одежде, я уже болел и кашлял, как чёртов ублюдок. Жуткий тур! Мы не отменили ни одного концерта, но я уже готов был развалиться на куски.

Махать башкой на концерте не так уж приятно, когда от этого у тебя по всей роже размазываются сопли. Но я не сорвал голос тогда… я просто счастливчик! Были и особо крутые концерты. Самые яркие воспоминания остались от голландских шоу, потому что там были просто огромные толпы народу. Мы играли на фестивале в классном клубе "013" в Тильбурге, когда снова встретились с Paradise Lost. Там же были Cathedral и Samael. Когда все отыграли свои программы, мы затеяли в гримёрках КОЛОССАЛЬНУЮ пьянку. Все упились в хлам! Отличные парни! По крайней мере, большинство из них.

Классный тур! Мы тогда выиграли "Grammy", но не смогли посетить церемонию награждения, потому что были на гастролях. Я послал письмо с благодарностью по SMS. Через пару недель мы выиграли ещё и награду "P3 Guld". Приятно, но кому какое дело?

После европейских гастролей мы запланировали поездку в Австралию. Но сначала мы отдохнули недельку дома. Тогда эпидемия атипичной пневмонии была в самом разгаре, а у нас как раз была пересадка в Сингапуре по пути в Австралию. Во всей Юго-Восточной Азии бушевал вирус, так что мы всей группой серьёзно обсудили в аэропорту, стоит ли нам лететь туда. Мы были напуганы! Признаться, это был единственный раз, когда мы подумывали об отмене концерта из одного лишь чувства страха.

В общем, мы решили всё-таки лететь и как только приземлились в Сингапуре, тут же поплелись в бар и упились там в сопли! Помню, я ходил и распугивал людей своей респираторной маской. Они-то не носили ничего подобного, а потому думали, что я какой-то прокаженный! Но мы всё ещё живы! Рисковали своими жизнями ради вас, понимаете ли! Ха-ха! В Австралии было просто чудесно, так что она осталась одной из наших любимых стран в мире. Отличная погода, приятные люди… в общем, всё было просто чудесно! Несмотря на то, что мы были измотаны после каждого выступления, мы всё равно тащились в бассейн, как только добирались до гостиницы. Ещё тогда состоялся теннисный матч: Петер и Лопез против меня и Мендеса. Мы их сделали! Я сгорел на солнце и был красным как чёртов рак. На следующий день у нас была назначена автограф-сессия, и все смеялись надо мной, говоря с этим австралийским акцентом: "Что, мистер турист, принимали солнечные ванны?".

Концерты были классными. Пять выступлений, на четырёх из которых был полный аншлаг. Только вот что случилось у вас в Перте, ребята? Сначала вы трясли своих промоутеров, чтобы они организовали там наш концерт, хотя мы не планировали его изначально, а на самом выступлении вы начали кидаться бутылками, ботинками и кубиками льда! Какого черта? Ладно, хрен с ним. Концерт всё равно был классным, так что мы не прочь снова съездить к вам. Просто в следующий раз выставляйте за дверь засранцев, которые кидаются всяким дерьмом… пожалуйста!

На обратном пути у нас был один день отдыха в Лондоне (в 654-й раз) — это был мой день рождения. Все мы значительно "повзрослели" в том турне. На следующий день у нас было назначено выступление на фестивале Inferno в Осло, Норвегия. Было круто. Я потусовался со всеми норвежскими металлистами. У Фенрица была татуировка "Old AC\DC"… классно, мать их так!

Потом у нас, наконец, появилась пара свободных недель, за которыми следовала очередная часть североамериканских гастролей в поддержку "Deliverance". Мы тогда играли с Lacuna Coil. ещё один коллектив замечательных ребят! Это турне тоже было классным, хотя мы уже начинали чувствовать, как постоянные разъезды изматывают нас. Мы стали постепенно уставать, очень уставать.

Гастроли — странная вещь. Ты просыпаешься, куришь, пьёшь кофе, жрёшь бутерброд с индейкой, ветчиной и горчицей, ждёшь пару часов, идёшь на саундчек, потом опять ждёшь несколько часов, может, прогуливаешься по городу, ужинаешь, спишь немного, готовишься к выступлению, выступаешь, бухаешь, куришь, болтаешь с поклонниками, снова бухаешь, слушаешь музыку с гастрольной командой, ложишься спать. И так каждый день — по большому счету, работаешь ты только два часа в день. Постоянное безделье, конечно, приятно, но оно слишком расслабляет тебя, ты становишься вялым сукиным сыном! Когда ты в турне, ты жаждешь вернуться домой, а когда возвращаешься, то снова хочешь в турне. Мы провели где-то две трети того года в туровом автобусе! Теперь мы действительно занимаемся этим большую часть времени!

В течение этого тура мы начали потихоньку репетировать материал с "Damnation", так как вскоре нам предстояло раскручивать и этот альбом в турне. Также мы должны были сыграть пару этих песен в телешоу, когда вернулись домой. TV4 — это один из крупнейших телеканалов в Швеции, и нас пригласили туда, чтобы мы сыграли две песни на утреннем шоу. Я вызвал такси в 4 утра и поехал в телестудию. Я тогда был простужен, поэтому спел не очень хорошо, но в целом мы сыграли довольно неплохо, по-моему. Это было единственным нашим появлением на телевидении. Может, и последним. Кто его знает.

Летом мы выступили на многих фестивалях. Мы играли с Metallica в Бельгии и с Dio в Турции. Старые герои! Я знал одного парня из дорожной команды Dio, так что попросил его познакомить меня с Ронни Джеймсом Дио (Ronnie James Dio). Это был небольшой фестиваль, кроме нас там были только Kreator, Rotting Christ и Dio, так что все гримёрки находились рядом. Раздевалка Dio была, по сути, целым баром. После нашего выступления тот парень сказал мне, чтобы я пошел в бар и поболтал там с Дио. Я купил себе пивка и пошел туда. Как только я открыл дверь, внимание всех присутствующих (и Ронни в том числе) переключилось на меня, потому что эта сучья дверь долбанула меня и я разлил пиво по всему полу. Короче, туровой менеджер Dio вытолкал меня оттуда. Правда, потом мне достался постер с автографом Ронни и надписью "Волшебный Майкл". Но я потерял его в автобусе.

Потом были фестивали в Польше и Чехии с кучей классных групп. Бифф Байфорд (Biff Byford) из Saxon объявил Samael как Samuel, ха-ха! Мы торчали в одном фургоне с Anathema, которые БЕЗ КОНЦА пели песни the Beatles. В пять утра ты промерзаешь в фургоне, а эти пятеро чертей распевают: "She came in through the bathroom window". Я обожаю этих парней, но тогда я готов был убить их!

Записать два альбома разом означало удвоить и концертные нагрузки, так что мы приступили в раскрутке Damnation. В первую очередь мы сразу отправились в турне по Северной Америке. Мы решили отменить два фестивальных выступления в Финляндии, чтобы отрепетировать материал для турне. И на нас чертовски обиделись за это! Мы знать не знали, что у нас есть поклонники в Финляндии, и ребята очень расстроились из-за отмены этих концертов, но нам просто необходимо было сделать это. Турне Damnation предполагало сет-лист из 14 песен, большинство из которых мы никогда не играли вживую. Пер Виберг (Per Wiberg) согласился помочь нам с клавишными в турне, так что мы репетировали эти песни вместе с ним.

Мы отправились в турне с Porcupine Tree, и оно прошло отлично. Мы выступали в таких классных местах, как Fillmore в Сан-Франциско, The Metro в Чикаго и House of Blues в Лос-Анжелесе. На наше выступление однажды пришла Линда Перакс (Linda Perhacs) — мой идол! У нее вышел один альбом в 1970-м — просто потрясающий альбом! Она пришла на наш концерт, представляете! А на последнем концерт в Сиэтле я спел одну песню с Porcupine Tree. Я вышел и спел один из моих любимых треков PT: A Smart Kid с альбома Stupid Dream. Неплохо спел, но нервничал, как чёртов мальчишка!

Потом мы вернулись домой, и спустя 10 дней я решил жениться. Все было классно, сама свадьба была просто отличным ужином в кругу друзей. Торжественная часть заняла не более 15 минут. На улице лил дождь, но это всё равно был чудесный день, должен вам сказать. Вся группа была там, а Пер даже сыграл свадебный марш. Стивен Уилсон тоже сыграл для нас песню!

Потом у нас был ещё коротенький тур по Европе. Он начался тремя концертами, состоявшими из двух частей: мягкой и тяжелой. Третий концерт мы записали на видео и позже выпустили на DVD Lamentations: Live at Shepherds Bush Empire. Потом мы отыграли ещё 10 таких концертов с местными разогревающими группами. Самым классным был концерт в тильбургском клубе "013". Чудно! Отдохнули пару недель, а потом поехали в свое первое турне по Скандинавии.

азогревали нас тогда Extol — классные ребята, отличная группа! Концерты были классными, но Швеция — не лучшая страна для металла, если честно. Отсюда вышло множество крутых групп, но публика, как правило, очень ленива. Я знаю это, потому что я сам фанат. Когда я прихожу на концерт, я просто забираюсь подальше и молчу. Может, это такой особенный шведский менталитет? А вот в Финляндии, Дании и, особенно, в Норвегии было по-настоящему круто! Все наши соседи приняли нас прекрасно. В Осло мы выступали в огромном зале "Rockfeller", и там был почти полный аншлаг!

У нас был тогда свободный день, так что мы с Пером решили пройтись по городу в поисках музыкальных магазинов. Мы пропустили пару бутылочек пива в знаменитом клубе "Elm Street" и, в конце концов, напились до чёртиков. Мы встретили ещё нескольких друзей и пошли шататься по городу, чтобы напиться ещё где-нибудь. Но тут вдруг мне позвонил Петер и сказал, что возле нашего автобуса идет перестрелка. Как оказалось, какие-то парни ограбили почтовый грузовик и отстреливались от полиции, прячась за нашим автобусом. Наши Мартины и несколько ребят из дорожной команды остались в автобусе, в самом центре этой заварушки. Мендес потом рассказывал, что никогда в жизни так не волновался. Но всё кончилось хорошо. У меня так вообще всё было замечательно, потому что я просто бухал вдали от всяких там пуль, ха-ха! На следующий день мы попали на первые полосы газет: "Рок-звезды под огнем"!

Потом у нас были запланированы концерты в Мексике и Чили. Мы были рады туда съездить, но как только мы прилетели в Мехико и увидели "организацию" мероприятий, наш энтузиазм ослабел. Мы провели автограф-сессию и встретили много классных ребят, да и концерт тоже был великолепным! Мы отыграли почти два с половиной часа, если не ошибаюсь. Но прямо перед тем, как мы вышли на сцену, мы узнали, что самолёт в Чили отбывает в ту же ночь. Промоутер посчитал, что может нарушить контракт, и изменил расписание нашего полёта. В общем, этот парень одурачил нас, нашу дорожную команду и наших чилийских поклонников. Нам пришлось отказаться от концерта. Мы были очень огорчены и разочарованы. Нам никогда раньше не приходилось отменять концерты за день до назначенной даты. Я понимаю, что фаны думают, будто мы их надули, но на самом деле нас самих надули не меньше, чем их.

У Opeth есть доверие фанатов, которым мы очень дорожим, а подобные отмены концертов приносят нам не только финансовые убытки — мы теряем это доверие! Так и случилось с этим инцидентом в Чили. Многие парни настолько обиделись на нас, что, возможно, уже не любят Opeth так, как любили раньше. Я ведь не для того начал играть музыку, чтобы стать каким-то мудаком, дурачащим поклонников. Мы все очень и очень уважаем своих поклонников. Где бы мы ни играли, мы стараемся дать им то, чего они от нас хотят, то, что они заслужили. Но когда тебе приходиться работать с такими людьми, как эти промоутеры в Мексике и Чили, приходится идти на жертвы. В конце концов, мы просто музыканты, и мы не можем отвечать за жадность и тупость этих сраных промоутеров, которых, поверьте мне, полным полно в музыкальном бизнесе. У меня было немного свободного времени по возвращении домой, и я согласился принять участие в записи нового альбома Ayreon. Я поехал с женой в Голландию через пару дней после возвращения из Мексики. Потусовался немного с Арьеном и его чудесной женой, записал вокальные партии за 4 часа и вернулся домой. Послушайте этот альбом… классная штука!

Меж тем, приближались тяжелые времена. Мы запланировали концерт в Иордании и должны были стать первой по-настоящему тяжелой группой, выступавшей там. Даже несмотря на то, что мы решили не играть там тяжелые песни! Тем не менее, это был прорыв для металла на Ближнем Востоке. Все боялись террористических атак, которые должны были последовать за бомбежками в Турции, так что наша дорожная команда разбежалась за пару дней до отлёта туда. Организаторы продали почти 6000 билетов, так что нам пришлось смириться с уходом наших техников и отыграть как-то этот концерт. Да, нам было бы тяжело без техников, но, черт подери… я уже собирался сесть в такси и ехать в аэропорт, когда мне позвонил Лопес. Он был в отчаянии, просто в истерике, говорил, что не может туда ехать. У него был приступ паники, и мне не оставалось ничего, кроме как отменить концерт. Ничего подобного раньше не происходило, поэтому я воспринял это очень серьёзно. Я знал, что это произойдёт рано или поздно, ведь наш график был не из лёгких. А через пару часов мне позвонил отец и сказал, что умер мой дед. Это жутко, когда все проблемы сваливаются на тебя в один момент.

В общем, последние пару недель мы провели наедине с самими собой, отдыхая. 2003-й был великим годом для Opeth, но и очень печальным во многих отношениях. Особенно, последние два месяца. Как бы то ни было, всё меняется к лучшему.

У нас ещё запланировано несколько туров в поддержку Deliverance и Damnation. Да уж, эти два названия приобрели совсем другой смысл после этого бешеного года! 2004-й должен стать относительно спокойным годом для Opeth. Вероятно, не будет никаких фестивальных выступлений и турне после марта. Я все лето планирую посвятить работе над материалом для нового альбома, так что, надеюсь, он увидит свет где-то через год. Как бы то ни было, если вы читаете эти строки, то вы поддерживаете Opeth, а посему…