С тех пор как я написал предыдущую главу, произошло так много всего. Много хорошего, много плохого, много ужасного и много совершенно замечательного. Мы почти 19 месяцев гастролировали в поддержку Ghost Reveries — больше, чем когда-либо раньше. Мы за это, должно быть, медаль заслужили! Или грамоту «За обслуживание металлистов». Если честно, бывали у нас тяжёлые дни, когда нам казалось, что мы уже не можем продолжать, но, тем не менее, это было замечательное путешествие! Я бы хотел избежать излишнего пафоса, но я просто не знаю, как ещё назвать это турне, если не путешествием.

Самым сильным потрясением для меня стали неприятные события — вся эта канитель с Лопесом и уход Петера. Мартин Лопес сыграл с нами последний концерт в Саугете, штат Иллинойс. Это был хороший концерт, хотя днём раньше мы сыграли один из худших. Вскоре после этого он вернулся в Швецию и, к сожалению, с тех пор так и не нашёл в себе сил вернуться. Без него мы лишились опоры, и это было ужасно. Мы с Лопесом были друзьями, но в первую очередь мы любили играть вместе, а не просто зависать там где-то. Он остался важной частью истории группы, и я надеюсь, что он вернётся в музыку и надерёт всем задницу, когда оклемается.

После выхода из строя Лопеса нам нужно было найти кого-то на его место. Я знал об Аксе по его работе с Bloodbath, но даже не подозревал, насколько сильный он ударник. К тому же, я понятия не имел, что он за человек. Мы встретились на фестивале Sweden Rock уже после того как мне порекомендовал его Патрик Йенсен (Patrik Jensen) из The Haunted — Акс играет в другом его проекте, Witchery. Я спросил его о любимых барабанщиках, на что он назвал Йена Пейса и Билли Кобэма. Я сказал: «Ты принят».

Он напомнил мне Джина Хоглана в плане того, как он запоминает музыку. Джин моментально разучил наши песни — и Акс тоже! На самой первой репетиции мы как сумасшедшие нарезали "Deliverance" безо всякой лажи. Я был потрясён! И остальные тоже. Нам некогда было тратить время попусту, так что мы начали репетировать весь сет-лист. Всё шло как по маслу. Мы все скучали по Лопесу, но были рады, что в группе больше нет проблем.

Акс похож на кролика из рекламы батареек Duracell. В нём столько энергии! Свой первый концерт с нами он отыграл на фестивале Sziget в Венгрии. Нам сказали, что у нас будет 45 минут, но перед самым выступлением оказалось, что нам выделили аж полтора часа! Какой облом, у нас ведь был готов только 45-минутный сет! Мне в тот вечер пришлось болтать с публикой, нести всякую чушь между песнями, чтобы народ не догадался, что нам попросту нечего играть. Кто-то допустил ошибку, а нам пришлось всё расхлёбывать. Тем не менее, Акс играл превосходно, да и в целом выступление было довольно неплохим.

В ту ночь мы напились как свиньи. Мы с Аксом ночевали в одной комнате, я припёрся туда настолько бухим, что не мог найти туалет. Мне срочно надо было облегчиться, а я не мог его найти. Я вышел в коридор, но там тоже не нашёл сортира. Я уже не мог терпеть, так что мне пришлось поссать в ванну. А утром я нашёл там Акса — он спал в ванне, в которую я ссал! Ему почему-то всегда хочется принять ванну по пьяни — опасное дело! Ну, будем считать, что я пометил его, как кот, ха-ха! Теперь он точно был принят в Opeth! После того случая он ночевал только с Мендесом. Но я не обижаюсь.

Любимые воспоминания? Трудно выбрать самое любимое, но одним из них остаётся наш первый концерт в Японии. В 2006-ом мы играли на фестивале Loud Park со многими классными группами — с некоторыми мы уже были знакомы, а некоторых ещё не знали лично. Мне очень, очень хотелось, чтобы мы отыграли этот концерт спокойно, без проблем — чтобы первое впечатление о нас у японцев осталось положительным. Помню, у меня немного онемела правая рука за 10 минут до выхода на сцену. Ужас! Я был как чёртов Томми Болин, хотя и не употреблял наркотики. Но концерт всё же был классным. Если честно, он был просто безупречен! В этом огромном зале, похожем на ангар, было 12 000 человек — надеюсь, мы произвели на них хорошее впечатление. Мне не терпится снова туда вернуться!

Там я наконец-то познакомился с Ронни Джеймсом Дио. Мы с Петером, Мендесом и нашим звукоинженером Ойвиндом (Oyvind) спустились в бар отеля — такое классное место с интерьером в духе 60-ых, словно из фильма "Сияние". Обожаю такой стиль! И первым, кого мы там встретили, был Ронни, чёрт его дери, Джеймс, мать его, Дио — чёртов Бог! И он встал, чтобы поприветствовать нас! Может, он нас просто с кем-то спутал? В общем, там были только мы, Дио, Саймон Райт и два их техника. Мы выпивали и болтали обо всём подряд. Я спрашивал его о Ричи Блэкморе и Rainbow, и ему, похоже, очень нравилось рассказывать про это. Он потрясающе искренний человек. Он сидел с нами до самого вечера, пока бар постепенно наполнялся "элитой металла". Дейв Мастейн тоже был там. Я угостил его пивом, и он тоже заказал мне пару кружек. Ха-ха, чудесный мужик! Я его немного побаивался, когда впервые встретил, но он оказался очень классным парнем. Этот бар тогда был просто мечтой металлиста — набитый ребятами из Dio, Slayer, Anthrax, Arch Enemy, In Flames, Backyard Babies… ну, и Opeth, конечно же. Перед уходом Дио крепко обнял меня и назвал "сынком"! Ха-ха, замечательно!

Мы отыграли множество концертов в этом турне — у меня они просто в памяти перемешались! Конечно, трудно забыть концерт в лондонском The Roundhouse, который мы записывали. По-моему, этот концерт был нормальным, зато на следующий день в Манчестере мы облажались по полной, что неудивительно! Запись прошла без проблем. У меня были некоторые проблемы с горлом, поэтому мне пришлось обратиться к врачу за стероидами. Поэтому я в тот день был очень мускулистым, ха-ха! Шучу! Мы выступили без заминок, и моё горло меня особо не беспокоило. Видеозапись тоже прошла классно! Мы немного нервничали перед камерами, но ко второй песне уже играли, как на любом другом концерте. Там было полно народу… наверно, один из самых крупных наших хэдлайнерских концертов. В зале было где-то 2700 человек. Чудно! Мы болтали со многими зрителями до и после концерта и снимали это на камеру. Это будет забавно посмотреть! Некоторым из вас, ребята, не стоит так налегать на спиртное!

Мы тогда гастролировали в связке с Paradise Lost — как всегда, я ржал до боли в животе всю дорогу! Ник Холмс — самый весёлый чувак из всех, кого я знаю! Мы приняли участие в куче разных турне. Несколько раз проехались по США с Nevermore, DevilDriver, Dark Tranquillity, Devin Townsend Band, Pelican и многими другими. В Европе с нами были Burst, Extol и Paradise Lost. Мы играли в Австралии, Новой Зеландии, Израиле… ещё был Gigantour с Megadeth, Overkill, Arch Enemy, Lamb of God и другими группами. Вот это была поездочка! Такие фестивальные туры немного утомляют, потому что ты играешь на сцене минут 45 (если ещё повезёт!), а всё остальное время слоняешься без дела и ищешь, чем бы себя занять. Один мой друг из Blizzard Entertainment подарил мне коробку с игрой Guitar Hero. Я взглянул на эти игрушечные гитары с кнопками и сказал: "Да ты чего? Мне ж не 15 лет!". Ага, конечно. Меня затянуло! Реально затянуло! И Мендеса тоже. Мы резались в эту штуку без конца — даже непосредственно перед концертами, что крайне нежелательно! Вот мы берём первые аккорды The Leper Affinity, а я думаю "Чёрт, какие кнопки жать?"… ох, это было ужасно!

Как я уже сказал, Мастейн — отличный парень. Я впервые встретил его за день до первого концерта. Мы сидели в баре гостиницы, а дверь была закрыта. Стук в дверь, я открываю её, а там Дейв: "Привет… Микаэль… верно?". А я: "Ага… Дейв… верно?". Вот я растерялся тогда! Он угостил меня пивом и мы поболтали немного. До этого я уже познакомился с братьями Дроверами — знатно погужбанили мы с ними! А Джеймс ЛоМенцо — это вообще самый классный рок-музыкант в мире! Он всем понравился. Чудесный парень. Я не спрашивал его о White Lion, хотя в своё время был большим их поклонником.

Бобби Блитц также произвёл на меня большое впечатление. Он такой живчик, что я чувствовал себя стариком рядом с ним! Они с женой держат небольшую шоколадную фабрику — он болтал о ней постоянно! Чудесно! С ребятами из Lamb of God и Arch Enemy мы также очень сдружились. Это был классный тур!

Что ещё вам рассказать? Играли мы как-то на фестивале в Австрии… не помню его название. Мы немого опоздали с прилётом в Вену, так что очень спешили, чтобы успеть на выступление. Когда мы добрались до места, я увидел парней из Tool и ещё кучу разных музыкантов. Мы торопились, поэтому нам пришлось быстро бежать из машины в гримёрку готовиться к выступлению. Когда мы уже шли на сцену я увидел двух парней… это были Себастьян Бах (Sebastian Bach) и его ударник Бобби Ярзомбек (Bobby Jarzombek). Я в своё время был большим фанатом Skid Row, так что я просто обалдел, увидев Баха! Он подошёл ко мне, представился… типичные "баховские" штучки! Если вы знаете что-то об этом парне, то вы поймёте, о чём я! Он стоял сбоку от сцены весь наш концерт, тряс башкой, кидал "козу" и всё такое. Классно! Я посвятил одну из песен ему на том шоу.

Позже он пригласил нас в свой автобус выпить пивка, и мы с Мендесом пошли туда. Это был один Великих моментов. Я столько ржал тогда — это невообразимо! Бах — совершенный безумец и самый остроумный шутник в роке! Он подкалывал нас и без конца рассказывал всякие безумные истории. Вот это был вечерок! Классный парень! Если бы я хотел устроить по-настоящему жгучую вечеринку, то пригласил бы Себа! И вот он говорит: "Вы, парни, пойдёте со мной смотреть на Guns N, мать их, Roses из-за кулис"… я такой: "О, да!". Я поверить не мог, что это происходит на самом деле, что это вообще возможно! Но вот подходит время выступления Guns, Бах зовёт нас, проводит через 4 кольца охраны (серьёзно!) и мы на месте! Стоим, смотрим на Эксла (Axl Rose), который куражится в метре от нас — я, Мендес, Бах, Адам (Adam Jones) и Джастин (Justin Chancellor) из Tool и Иззи Стрэдлин (Izzy Stradlin). Обалдеть! Помню, как мы проходили через последний пост охраны: Себ идёт впереди — высокий засранец, долговязый, как жираф — поворачивается и спрашивает: "Кто здесь крутой?". А я ему: "Ты, парень!".

Мы выступали и на Wacken в том году — хороший был концерт. Оттянулись с классными ребятами. Мы зависали в автобусе возле гостиницы с Дэвидом Винсентом (David Vinsent) из Morbid Angel и Исаном (Ihsahn) из Emperor. Акс набухался как следует и предлагал всем чёртов снюс. У него была пачка жутко вонючего снюса со вкусом клюквы… никогда не забуду, как он на ломаном английском спросил Винсента: "Ты любишь клюкву?", а тот ему: "Нет!".

Погужбанили мы также с Tool и Placebo на фестивале в Норвегии. Джастин подарил мне бутылку вина. Они классные парни, надеюсь, нам удастся как-нибудь ещё сыграть вместе.

Последние концерты в поддержку Ghost Reveries мы дали в Италии. Нас очень тепло принимали в Риме, хотя в последний раз мы там были лет десять назад. Не скажу, что мы так уж хорошо играли, но концерт всё равно был классным. Моя жена с дочерью, жены и подружки остальных ребят прилетели на этот концерт. Помню, как Мелинда сидела на ящиках с оборудованием сбоку от сцены в сверкающих шумоподавляющих наушниках. Перепуганная, со своим плюшевым медвежонком на коленях. Ей уже давно пора было спать, кстати! Она посчитала, что мы слишком громко играем, и решила заткнуть уши своему медвежонку. Очаровательно!

По окончании последнего концерта, который прошёл в Тревизо, мы попрощались с нашей разогревающей группой Amplifier и поехали в гостиницу. Так грустно, когда после столь долгих месяцев работы всё заканчивается и в календаре больше нет новых дат. Но я знал, что впереди у нас работа над новым альбомом, а я наконец-то приеду домой, к семье, так что мне уже не терпелось начать новую главу в истории Opeth. Мне было чем заняться.

Уффф, вернуться домой после стольких турне… такое ощущение, что ты выжил после ядерной бомбардировки. Это совершенно нереально. Мой график был свободен… ну, у меня нет расписания на бумажке — жена постоянно напоминает мне, что я должен сделать. Но я был свободен! Замечательное чувство для такого как я. Я знал, что каждому из нас нужен отдых.

Я приступил к сочинению нового материала, а моя жена ждала второго ребёнка. Дети — самое чудесное в моей жизни, но в то же время это тяжёлое испытание для мерзавца, который обожает сидеть допоздна, коллекционировать винил, устраивать пьянки, смотреть телик, играть в компьютерные игры и всё такое. А вот теперь у меня два ребёнка… это что, последний гвоздь в крышку гроба моей юности?

Мелинда пошла в детский сад, так что я музицировал, пока не приходило время забирать её оттуда. Остальное время я проводил с ней — таскался по детским площадкам, болтал с другими молодыми родителями. Это, кстати, было довольно тяжко, потому что мне не хотелось быть одним из этих… родителей… ну, знаете, этих людей, которые строго следуют распорядку и устраивают вкусные ужины по пятницам. Но мне нравится гулять с Мелиндой. Я очень дорожу ей. Мне приходится ограничивать себя, чтобы ей всегда было хорошо.

Так я проводил время до октября. Песни были почти готовы, я был спокоен и знал, что песни хороши. Мы репетировали и понимали, что мы звучим чертовски слаженно. Уффф, у меня сейчас голова разрывается от всяческой информации… ладно. Я теперь всегда готов снова стать отцом. Анна — просто монстр! Ха-ха, не в том смысле, конечно, но дело в том, что мы решили переживать всё вместе. 27 октября у неё начались схватки и я отвёз её в больницу — ту, самую, где в 2004-ом родилась Мелинда, а в 1974-ом — я.

Роды прошли спокойно… ну, по крайней мере, для меня, ха-ха! Мне нужно было лишь подбадривать Анну, болтать с ней — всю работу сделала она. Да уж, тут природа мужикам подсобила! В общем, роды прошил без проблем. В 9 утра Анна родила Мирьям Эббу Марию Окерфельдт (Mirjam Ebba Maria Åkerfeldt). Эта здоровенькая малышка — самое прекрасное, что я видел с… сентября 2004-го! Чудесно! Врачи угостили меня бутербродами с кофе, когда всё закончилось, и я расслабился. Теперь эта девчушка с нами — чертовски милая и смеющаяся при виде папы. Я стал сюсюкающимся сентиментальным идиотом… ну и чёрт с ним. Имидж дэт-металлиста давным-давно похоронен, и я не жалею об этом.

Петер… мы с ним начали играть вместе от нечего делать, когда нас познакомили наши подружки. Это было в конце 80-ых. Мы впервые встретились где-то в 1988-ом… может, чуть раньше. Он играл трэш в группе Infinity — вряд ли я слышал их когда-либо. Может, у них кроме названия и не было ничего. Я в то время играл сначала в Eruption, а потом в Opeth. Мы обгадились, когда поняли, что у нас нет басиста, а через несколько дней у нас концерт с Asphyx и Desultory. Я попросил Петера сыграть на басу и он согласился. А когда наш тогдашний гитарист свалил, Петер занял его место.

У нас были одинаковые гитары — Yamaha с 24 ладами. У него была чёрная, а у меня белая — правда, на своей я нарисовал кровавые пятна и присобачил пару наклеек. Помню, была у меня наклейка из сингла Samael "Medieval Prophecy". Эти гитары выглядели и звучали просто дерьмово, если честно. В общем, мы стали вместе играть. Постоянно! У меня было несколько риффов, вдохновлённых первым демо At the Gates. Правда, мы играли медленнее и мелодичнее.

Мы написали большую часть песен для первого альбома в моей комнате — я тогда жил с мамой в Хагсатаре. И когда нам удалось записать первый альбом, у нас появилась чёткая цель. Петер тогда учился, а позже пошёл в армию — мне же этой радости удалось избежать. Я был мечтающим бездельником. Я устроился на работу в гитарном магазине и пробыл там до турне в поддержку Morningrise в 1996 году.


Теперь, спустя более 10 лет, Петер покинул группу. Я не могу в это поверить, но это так. Я думаю, Петер утратил ту огромную тягу к гитаре, потому что у него появились ещё важные занятия, помимо музыки. Ему нравилось на гастролях и в студии, но, как любого женатого человека, его тянуло домой. Несмотря на то, что я по нему очень скучаю, это было правильным решением как для него, так и для группы.

Если ты в Opeth, ты должен на 100% отдаваться группе. У тебя может не быть свободного времени — а Петер именно в нём и нуждался. Я тоже в нём нуждаюсь, и когда оно у меня есть, я не притрагиваюсь к гитаре, не поднимаю телефонную трубку… я хочу сказать, что мы бы могли работать днями напролёт, если бы хотели этого. А передо мной никогда не стояло вопроса о том, чем я хочу заниматься. А Петер получил высшее образование и хотел заняться чем-то посерьёзнее — не просто так же он учился.

Не мудрствуя лукаво, все мы знаем, что играть в металл-группе — не самое подходящее занятие, если ты рассчитываешь построить успешную карьеру и обеспечить себе безбедную жизнь. Я люблю играть, потому что люблю музыку и не умею больше ничего. Петер тоже любил музыку, но его творческие порывы по большей части не были связаны с музыкой — достаточно взглянуть на нашу дискографию и понять, что в последние годы они почти не писал песен.

Мне всегда будет тяжело об это вспоминать — я люблю поностальгировать. Я верю в вечность и всё такое, но я хочу играть музыку и ничего кроме. Если бы я не играл с Петером и Лопесом, я играл бы с кем-то другим. Люди меняются, и с этим ничего не поделаешь. Мы остаёмся друзьями до сих пор… думаю, мы даже стали ближе, когда перестали работать вместе.

Фредрик Окессон (Fredrik Åkesson) — легендарный для стокгольмской сцены музыкант. Он много чем занимался, его металлическая биография включает работу в Krux, Arch Enemy, Tiamat и Talisman. Я был наслышан о нём, но не знал его лично. Я увидел его однажды в одном стокгольмском пабе. Он играл на чёрном Les Paul Custom, подключённом прямо к усилку Marshall, и просто снёс всем крышу. Он исполнял только кавера на классические металл-хиты, но этого было достаточно, чтобы я обалдел от его игры. Я познакомился с ним ближе, когда он играл в Arch Enemy, и понял, что это замечательный, искренний парень с чистым сердцем. В Gigantour он больше время проводил с нами, чем со своей группой. Когда Петер решил уйти, я как раз узнал, что Фредрика попросили покинуть Arch Enemy. Хотя это всё было довольно неприятно, я был рад, что всё так удачно совпало. Он был единственным, чью кандидатуру я рассматривал в качестве замены Петеру.

Я пишу эти строки сейчас — мы только-только закончили микширование нового альбома, так что я ещё не знаю, как его примут наши поклонники. В новом составе группа сыграла только один концерт — летом на фестивале Ilosaarirock в Финляндии. Он прошёл неплохо — были некоторые проблемы, но мы всё равно выступили хорошо. Перед нашим выходом я выглянул из-за кулис и увидел, что перед сценой стоит человек 100, не больше. Я подумал: "Ну и хрен с ним, отыграем и свалим отсюда". Через 10 минут мы вышли на сцену и увидели битком набитое поле! Там было, наверно, тысяч 15 народу! Обалдеть! Спасибо! Ночью мы поехали в какой-то металл-клуб и нечеловечески нажрались там. У меня до сих пор похмелье от той пьянки, ха-ха! Но мы нуждались в этом. Слишком много всякого произошло за последние пару лет — нам нужно было выплеснуть эмоции.

Мы готовимся снова встретиться с вами. Ещё пару месяцев отдохнём, а затем снова отправимся в дорогу, чтобы порвать вас в клочья, как говорят позёры. Но мы-то вас действительно порвём! Недавно как раз были оглашены даты нашего турне с Dream Theater — похоже, это будет знатный тур! Нам ещё надо будет отыграть в Мексике, хотя меня об этом концерте никто не предупредил...